пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Научные знания в VI-IV вв. до н.э.

 

Общ-во/культура достиг. опред. зрелости => зарожд-е науки об общ. законах разв-я природы/чел. общ-ва. Сначала филос-я тесно связ. с религией. Преод-е этой завис-сти => 1-е элементы собств-но филос. науки. 7-6 вв.: филос-я – комплексн. дисциплина, охват-я всю науку (естеств.и гуманит.), т.е. чисто филос-я еще не выдел-сь. Эта стадия – натурфилос-я => школа ионийских философов (7-6 в. – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор и пифагорейцы). 5 в. – сохр-е трад-й натурфилос-и: Анаксагор из Клазомен – астрономия (звезды + солнце – раскален-е шарообр-е массы), Эмпедокл из Акраганта (490-430) – теория возникн-я жив./раст. мира из простейш. орган-ов. Сер. 5 в.: общий high level греч. рабовлад. общ-ва/расцвет эллинск. культуры => раздел-е собств-но наук и философии. Эалетск. школа (г. Элея в Юж. Италии) – Парменид: различие между сверчувствит-м вечным бытием, постигаемым разумом, и видимым миром преходящих вещей, постигаемым ч-вами. Первый мир постиг-ся мышл-ем => тождество мышления и бытия.

 

Усложн-е обществ. life, накопл-е знаний => дальнейш. разв-е филос-и. Кон. 5 – 4 вв. – 3 закончен. филос. системы: материалистич. (Левкиппа-Демокрита), идеалистич. (Сократа-Платона), философская (Арист-ля). Левкипп из Милета (500-440) и Демокрит из Абдер (460-370) => создатели атомистич. теории стр-я мира: его основа – мельчайш. неделимые матер. частицы атомы, наход-ся в пост. движ-и (движ-е – особое св-во материи). В процессе движ-я они сталк-ся => вступают в разл. комбин-и => образ-е видимого мира вещей, кот-е через некот. время вновь распад-ся на атомы. Комбин-я атомов – не только матер. мир, но и органич./психич. жизнь (даже боги – комбин-я особой формы атомов). По Демокриту, движ-е атомов/их комбин-и – не случайны, а закономерны. Процесс позн-я – 2 ступени: ощущ-е (неполн. здание) => знание с помощью разума (истинное). Т.е. Демокрит и Левкипп по сути заложили основы филос. матер-зма: вечность/бескон-сть мира, мир – единство движущ-ся атомов/материи/пуст. простр-ва, свод-сть к матер. началу всех явл-й.

 

Сократ (471-399) и Аристокл a.k.a. Платон (427-347) основы идеализма. Сократ не ост-л сочин-й => ист-к – устн. беседы/«лекции» (переданы уч-ками Ксенофонтом и Платоном). Платон => есть вечн. божеств. разум, он создает идеальный мир, независ-й от ч-ка и познав-й лишь с помощью интуиции (интуиция – часть божеств. разума, рассеянная в некот. людях - мудрецах). Божеств. мир состоит из идей, существ-их самих по себе; матер. мир – лишь его бледная копия, хаотичн. и неблагор. Кажд. реальн. вещь – лишь несоверш. реализ-я общей ее идеи (лошадь – реализ-я общ. идеи лошади). Осн. задача философа – познать мир божеств. идей через созерц-е внутр. глубин челов. разума. Зрелые годы Платона – кризис полисн. отнош-й => отраж-е критич. соц.-эк. сит-и в его творч-ве: разраб-ка разл. форм и сущности полисн. г-ва, проект идеальн. госстроя и соцпорядка (труды «Г-во», «Законы»). Идеальн. полис должен иметь строгую иерархию в соц. и госструктуре, 3 замкнут. сосл-я: руководители (правители-философыы), охранители (воины), работники (рем-ки/купцы/землед-цы) + рабы. У привил. сосл-й нет семьи/собств-сти, они получ. полн. содерж-е от г-ва; у работ-ов есть собств-сть/семья, в интересах г-ва они раздел-ся по округам, за кот-ми надзирают агораномы. Такая иерархия, по Платону, должна была предохр. полис от кризиса (отражала взгляды наиб. консерват. олигархич. кругов греч. общ-ва 4 в.).

 

Аристотель из Страгиры (384-322) – отошел от Платона, собств. система => исслед-я в области физики/астрономии/медицины/зоологии. Осн. мира – матер. начало, но материя – пассивн. элемент: чтобы разв-ся в разнообр. мир, она должна получить творческий первотолчок со стороны божеств. разума. Потом она разв-ся, принимает форму залож-х в ней изнач-но вещей. Стремл-е к заложен-й в кажд. вещи форме – конечн. цель всякеого движ-я. Форма т.о. – организ-е начало, одухтоворяющее мертв. и неопред-ю материю. Т.е. у Аристотеля – материализм (первооснова - материя) + идеализм (творч. божеств. импульс). + Учение о разв-и и о методах мышл-я: разв-е – многосторон-й процесс (измен-е сущности/кач-ва/колич-ва/места). Формы разв-я/движ-я: возникн-е – уничтож-е, рост – уменьш-е. Арист. – основ-ль формальн. логики (системы последоват-х умозаключ-й, вед-х к обоснов-м выводам). + отклик-ся на соц.-полит. проблемы полиса => анализ госуд. форм 4 в. и причин их неустойч-сти; изуч-е 158 греч. полисов («Афинская полития», «Политика» - излож-е теоретич. основ уч-я о г-ве, его сущности, разл. формах, концепцю идеальн. полисн. устр-ва). + Уч-е о правильн. (монархия/аристокр-я/полития) и неправильн. (тирания/олиг-я/демокр-я/охлократия) госуд. формах, кот-е в процессе ист. разв-я переходят 1 в др. Больш. знач-е Арист-ль придавал госуд. перев-там/полит. револ-ям, кот-е теоретически осмыслял.

 

Т.о., в греч. философии 5-4 вв.д.н.э.. были заложены основы многих филос. направл-й послед. времени, она стала фундам-ом, на кот-м развив-сь фил. мысль Др. Рима и Средневек. Европы.

 

 

 


15.06.2016; 13:44
хиты: 113
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
история древнего мира
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь