пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Билет 50. Эллинистическая культура, ее отличительные черты и основные особенности

 

New особ-сти культуры: в расшир-ся ойкумене. Раньше ч-к ощущал себя жителем small полиса в Греции/дерев. общины на Пер. Востоке; в эл-зм – усил-е перемещ-я/смеш-я насел-я, рамки раздв-сь: ч-к feels, что он – житель не только того города/общины, где родился, но и > крупн. террит. объяд-я и – в опред. степени – всего эллинистич. мира (особ-но это относ-ськ грекам и макед-ам). Расшир-е окр. мира, знак-во с new усл-ми жизни => расшир-е кругозора/благопр. условия для культ. тв-ва. Эл-зм => разв-е х-ва, рост обществ./личн. богатства соц. слоев/людей; больш. матер. возм-сти эллинистич. общ-в => часть ср-в – на финанс-е культуры; соц. структура (класс. рабство + древневост. обществ. отн-я, нестабильн. класс. структура) => особая обществ. атмосфера, комплекс разл. взаимоотн-й обществ. групп, выраж-ся  разл. идеологич. системах; измен-е роли г-ва в культуре: огр. ресурсы, разветвл. аппарат => опред. политика в сфере культ., попытка направить процесс культ. разв-я в нужн. русло (финансир-е) + превр-е эл. столиц в мощн. культ. центры: при них сосред-сь крупн. ученые (в Антиохии/Пергаме/Сиракузах), наиб. крупн. – в Александрии, при царск. дворе Птолемеев. Основ-ль династии, Птолемей Сотер, основал здесь музей, посвящ-й 9 музам (совок-сть помещ-й для жизни ученых/лекций/библиотека). К концу 3 в. в библиотеке – более 500 тыс. папирусн. Свитков. На содерж-е музея – деньги из казны. В 3 в. в Алекс. музее работали Эрасотфен/Аристарх/Архимед/Эвклид. Глава музея – хран-ль библиотеки, он же – воспит-ль наследника егип. престола.

 

Важн. фактор разв-я эл. культуры – взаим-е эл. и древневост. культур. Но облик культуры больше греч. (офиц. – греч. язык, осн. культ. ценности создав-сь именно греками, да и сама эл. культура – прод-е и разв-е тех напр-й, кот-е слож-сь в Греции в 5-4 вв.). Религия: ее роль растет; греки/макед. приносят свои культы, кот-е, под действием местн. культов, трансформ-ся; распр-ся вост. культы Великой Матери Богов (егип. Исида: функции Геры/Афродиты/Деметры – универс. культ един. женск. бож-ва) + синкретич. new бож-ва: культ Сараписа в Ег. (разраб-н по приказу Птолемея Лага, чтобы удовл-ть религ. потр-сть как эллинов, так и местных; на основе культа Осириса-Аписа (почит-ся в Мемфисе), с элементами Плутона/Зевса/Диониса). Сарапис был объявлен верх. бож-вом среди эллинов и местных => тяга к монотеизму. Неспокойн. обстан-ка => люди начин. обожествлять Фортуну (удачу), Добродетель/Здоровье/Счастье etc. + нередко маленьк. подданный огр. державы рассм-л как бога влыдыку (многие эл. правители внедряли свой культ, чтобы идеологически обосновать свое госп-во и укрепить г-во). Также распр-ся идея мессианства – прихода спасителя от всех бед (как правило, среди малых народов, которых порабощали и эксплуат-ли). Особо широко – в Иудее (насильственно включена в состав державы Селевкидов), в Пергаме – обожествл-е Солнца как справедл. государя (в 132-129, когда боролись с римлянами). В религ. поисках рождались некот. религ. идеи, кот-е впоследствии станут сост. частью христ-ва.

 

Философия. Поиски new идей => отраж-е нестабильности соц. и полит. life. 5-4 вв.: основа мировоззр-я полисов – ч-во патриотизма, высш. ценность – гражд. коллектив; теперь: пост. перемещ-я => ч-к ощущает себя не гр-ном полиса, а гр-ном державы (космополит-м) => понятие гражд. коллектива отходит на 2 план. Теперь основа благопол-я ч-ка – милость богов/благодеяния монарха => ч-во индивидуализма, вера в свои силы прежде всего. Измен-я в мировоззр-и => измен-я в филос-и (центр эл. философии - Афины). Продолжали сущест-ть филос. школы 4 в.: Платона (Академия) и Аристотеля. Ученики Платона (Ксенократ/Полемон/Кратет – 40-30-е 4 в.) => Древ. Академия, послед. Платона 3-2 в. (Аркесилай/Карнеад) => Средняя/Новая Академия. Разрабат-ли отдельн. полож-я философии Платона (особенно – с оттенком мистицизма). Послед-ли Арист-ля – перипатетики – больше заним-сь научн. ? (Феофраст: основ-ль научн. ботаники, Стратон - физика). New филос. системы: СТОИКИ (осн-ль – Зенон из Кития (Кипр), 336-264, послед-ли – Клеант, Хрисипп). 3 части: физика (учение об устр-ве и разв-и мира), логика (уч-е прав-но выражать свои мысли), этика (уч-е о ч-ке). Физика – на материалистич. основе: весь окр. мир – телесн. субстанция, кот-я, благодаря пронизывающей ее творч. силе (логос), приобретает активное бытие. Творч. начало проникает во все поры материи, формирует все разнообр-е мира. По прошествии опр. срока миров. пожар уничт-ет мир, возрождающийся силой бож. Разума (возрожденный мир – повтор-е прежнего). Гл. роль – учение о ч-ке, этика. Ч-к – активное начало в мире, неразр. часть космоса. Его цель и счастье – сознат. и активн. деят-сть, протек-я по законам разума. Ч-к – органич. часть космоса => должен забот-ся обо всем мире, а не об 1 полисе (космополитизм!). Добродетель – из 4 частей: справедл-сть, проницат-сть, мужество, рассуд-сть => совокупность их -> деят-сть ч-ка стан-ся разумной. Рабство отриц-сь как природн. явл-е, оно противоречило природе (противор-я с Арист.) ЭПИКУРЕЙЦЫ (Эпикур – 341-270). Также 3 части: физика/логика/этика, но сам. разраб. – физика. Эпикур – материалист: мир – самодвижущаяся материя, сост-я из неделимых частиц – атомов. Из атомов состоят и души. Атомы движ-ся, сталк-ся => образ-ся тела с разл. кач-вами. Материя вечна и неуничтожима, самодеятельна, ей не нужны творч. толчки. Ч-к – одно из проявл-й бескон. материи, он сам – творец своего счастья. Счастье – в вед-и скромн. образа жизни, уедин-и от треволнений внешн. мира. Уединение => атараксия (полн. душ. покой = высш. счастье). Этика Эпикура отражала настр-я тех соц. слоев, кот-е были оттеснены от активн. участия в обществ. и полит. life. Но и стоицизм, и эпикур-во имели последователей среди госп. класса, культ. элиты. Подлинно народной стала философия КИНИЗМА (основ-ль – Антисфен, 440-436). Изв. киник – Диоген Синопский (404 - 323). Киники равнод-ны к анализу устр-ва мира, сделали попытку по претвор-ю в жизнь разработ-х ими правил повед-я. блаблабла, все знаю сам.

 

Лит-ра и театр. Отраж-е измен-й в атмосфере эпохи + продолж-е традиций классики. Круг писателей растет (свыше 1100 имен) => растет грамотность и значимость лит-ры среди широк. массы читат-ей, рост потребн-ей масс. читателя. Лит-ра развив-сь на базе классич.: огр. влияние на лит-ру имел театр. Театр. сооруж-е – сложн. арх. комплекс, разраб-й лучш. архит-рами; объед-е разл. помещ-й => архит. единство. Исключ-ся хор, действо вед-ся чисто актерами, число кот-х растет. Маски теперь близки к изобр-ю реальн. челов. черт, костюмы близки повседн. одежде => реалистич. хар-р действа. Продолжали став-ся трагедии – на мифол. и соврем. сюжеты (Ликофрон – о страд-ях г.Кассандрии во время осады). Но популярнее – комедия (нравов), изобр-я столкнов-я хар-ров. Менандр (342-292): психологизм, умелая обрисовка хар-ов, остроумный язык, мастерство в вед-и интриги; отраж-е афинск. повседн-сти, с ее мелкими интересами и заботами, далекими от полит. страстей классич. комедии. В комедиях Менандра многие узнавали своих соврем-ов => их попул-сть. Александрия – центр эллинистич. поэзии. Созд-е особого поэтич. стиля: александризма (обширн. эрудиция авторов, особ-но – при опис-и мифологич. сюжетов, тщат. разраб-ка языка, отказ от просторечий). Эта поэзия лишена волнуюших проблем => интересна лишь элите => упадок подлинн. патриотич. ч-ва. Основ-ль стиля – Каллимах (310-240, глава музея). Блестящий филолог – блестящ. поэт. Поэмы «Гекала» и «Причины» (поэтич. обраб-ка мифол. сказ-й, раскр-е происх-й религ. обрядов) + small эпиграммы, басни, гимны. Арат из Сол: поэма «Явления» (подраж-е «Причинам») – поэтич. опис-е звезд и связан-х с ним преданий. Асклепиад/Посидипп/Леонид (3 в.д.н.э.) – эпиграммы (зарисовки разл. явл-й повседн. жизни, хар-ров). Искусственный эпос: Аполлоний Родосский (3 в). – «Аргонавтика»: сопост-е мифов => подробн. опис-е плав-я аргонавтов к берегам Колхиды. Тяжести и треволн-я реальн. мира => распр-е жанра идиллий (мечты о счастл. безмят. жизни): Феокрит Сиракузский (315-260) – опис-е пастуш. сценок, взаимоотн-й пастухов и их возлюбл-х, на фоне красивого условн. пейзажа. Отвлечен. действие на фоне абстрактн. пейзажа => искусств. безмят. мир, резкий контраст реальному миру эллинизма. Романы-утопии: Эвгемер, Ямбул – опис-е неких фантастич. стран в далеко Аравии/Индии, где люди налажд-ся счастл. жизнью на лоне природы. У них – гармония, достаток, всего хватает => жизнь напом-ет жизнь богов. Проза – историч. произвед-я: истории Тимея/Дуриса/Арата/Филарха, наиб. знаменат. – «История» Иеронима из Кардии: цельн. опис-е эллинистич. истории от смерти Алекс. до смерти Пирра (272). Позднее свед-ми Иеронима польз-сь Диодор Сицилийский, Плутарх, арриан. Вергина эллинистич. историогр-и – «Всеобщая история» Полибия (40 книг об ист-и Средиземном-я, с 220 по 146 г.). Продолжен стоиком Посидонием (52 книги, опис-е ист. событий с 146 по 86 г.). нач. 3 в. – егип. жрец Манефон и вавил. жрец Берос сост-ют на греч. (но на основе местн. традиций) историю своих стран (синтез греч. и местн. историогр-и). Итак, эллинистич. лит-ра: интерес к форме/неглубокое идейн. содерж-е/исслед-е внутр. мира отдельн. ч-ка. игнорир-е обществен. потр-ей, подмена филос. мыслей мелкими будничн. заботами + разраб-ка реалистичн. сюжетов, интерес к психологии ч-ка и к его внутр. миру.

 

Естественнонаучные взгляды. Крупнейшим научным центром эллинистического мира была Александрия с Александрийским мусейоном (См. Александрийский мусейон) и Александрийской библиотекой (См. Александрийская библиотека), где работали выдающиеся учёные Средиземноморья. Значительного развития достигло в Александрии изготовление книг, чему способствовала монополия Египта на папирус. Другими важными центрами эллинистической науки были Пергам, Антиохия на Оронте, о. Родос. Большинство учёных, деятельность которых протекала в этих центрах, были греками. Греческий язык стал международным научным языком той эпохи.

         Высшие достижения математики и астрономии, особенно расцветших в Александрии в 3—2 вв. до н. э., связаны с именами Евклида, Архимеда, Аполлония Пергского (См. Аполлоний Пергский), Аристарха Самосского (См. Аристарх Самосский), Гиппарха из Никеи. В трудах этих учёных эллинистическая наука подошла к ряду проблем: дифференциальное и интегральное исчисление, теория конических сечений, гелиоцентрическая система мира и т. д., нашедших дальнейшее развитие лишь в новое время. Из математиков, работавших в Александрии, известны также Никомед, Диокл, Зенодор (труд «Об изопериметрических фигурах») и Гипсикл, автор XIV книги евклидовых «Начал» и трактата «О многоугольных числах». Селевк из Селевкии (2 в. до н. э.) выступал как последователь гелиоцентрической системы Аристарха, установил зависимость морских приливов и отливов от положения Луны. Успехи теоретической механики были связаны прежде всего с работами Архимеда; известность приобрёл также псевдоаристотелевский трактат «Механические проблемы». Развитию прикладной механики содействовали многочисленные изобретения Ктесибия. Достижения прикладной механики были подытожены в трудах Герона Александрийского.

         Походы Александра Македонского стимулировали расширение географических знаний. Ученик Аристотеля Дикеарх около 300 до н. э. составил карту всей известной тогда ойкумены (См. Ойкумена) н попытался определить размеры земного шара; его результаты были уточнены Эратосфеном из Кирены, плодотворно работавшим в самых различных областях знаний. Посидоний с о. Родос написал помимо философских сочинений ряд работ по географии, астрономии, метеорологии и др. Труд Страбона «География» (в 17 кн.) обобщил географические знания эпохи.

         Накопленные знания в области ботаники были систематизированы Теофрастом. Большой интерес был достигнут в области анатомии человека и в медицине. Деятельность Герофила из Халкедона и Эрасистрата была этапом на пути к созданию научной анатомии. Под влиянием этих учёных на рубеже 3 и 2 вв. до н. э. возникла школа врачей-эмпириков (Филин Косский, Серапион Александрийский и др.), признававшая опыт в качестве единственного источника медицинских знаний.

 

Архитектура и изобразительное искусство. Противоречия политического и социально-экономического развития общества обусловили противоречивость эллинистического искусства, в котором соединяются рационализм и экспрессивность, скептицизм и эмоциональность, элегичность и глубокий драматизм, архаизация и новаторство. Усилились локальные различия художественных школ: александрийской, пергамской, родосской, афинской, сирийской и др. На территориях к В. от Евфрата первоначально взаимодействие греч. и местных элементов было незначительным; период бурного синтеза, в результате которого возникли искусство Парфянского царства (См. Парфянское царство), Гандхары (См. Гандхара), Кушанского царства (См. Кушанское царство), начался после падения власти греко-македонян.

         Эллинистическое зодчество отличают стремление к освоению огромных открытых пространств, к эффекту грандиозности, желание поразить человека величием и смелостью инженерно-строительной мысли, логикой конструкций, импозантностью форм, точностью и мастерством исполнения. В художественном облике городов (Александрия в Египте, Дура-Европос, Пергам, Приена, Селевкия на Тигре), построенных обычно по регулярному плану, важная роль отводилась большим колоннадам (вдоль главных улиц) и 1—2-ярусным колонным портикам, отдельно стоящим (по периметру агоры) или являющимся частью здания; в формировании городских центров — царским дворцам, домам для собраний (булевтериям, экклесиастериям), театрам, святилищам. Особенность эллинистических городов — величественные архитектурные ансамбли, для которых характерны согласованность зданий друг с другом и с окружающим ландшафтом, регулярность планировки, подчёркивание горизонталей и вертикалей фасадных плоскостей, симметричность и фронтальность композиций построек как элементов ансамбля, рассчитанных на восприятие с фасада. Архитектурные типы общественных, жилых и культовых зданий большей частью восходили к эпохам греческой архаики и классики, но интерпретировались в духе времени; появились новые виды зданий — библиотеки, мусейоны (Александрийский мусейон), инженерные сооружения (Фаросский маяк в Александрии). Синкретизм эллинистической религии повлиял на развитие типов храмов, святилищ, алтарей, мемориальных зданий, в которых сильнее, чем в гражданских постройках, сказалось взаимодействие с искусством Востока (святилище Асклепия на о. Кос, катакомбы Ком-эш-Шукафа в Александрии, городище Ай-Ханум в Северном Афганистане). Эксцентричность эллинистического зодчества нашла выражение в эффектных пластических композициях алтарей Малой Азии (алтарь Зевса в Пергаме). Эллинистический ордер отличается свободным отношением к традиционной схеме и тенденцией к усилению декоративно-оформительной функции за счёт конструктивной. В восточно-эллинистическом искусстве греческие ордера подверглись местной интерпретации («псевдокоринфские» капители колонн в Ай-Хануме). В изобразительном искусстве, наряду с творческим использованием классического наследия, созданием гармонических образов (Афродита Мелосская, 2 в. до н. э.), существовала тенденция механического подражания классике (неоаттическая школа), порождавшая внутренне холодные, лжепатетические произведения (статуя Аполлона Мусагета, начало 3 в. до н. э., Ватиканские музеи). Скульптура перестала служить гражданственным идеалам полиса; в ней нарастали отвлечённость, декоративность, повествовательность, подчас иллюстративность («Лаокоон»).

         Характерные для эллинистической пластики драматизм, экспрессия и патетическая страстность, призванные активно воздействовать на зрителя, внутренняя напряжённость образов и внешняя эффектность форм, построенных на взаимодействии с окружающим пространством, неожиданные ракурсы и динамичные жесты, сложный рисунок композиции и смелые контрасты света и тени наиболее ярко выражены в горельефном фризе алтаря Зевса в Пергаме, статуе Нике Самофракийской. Многоплановость и противоречивость эллинистической скульптуры проявились в сосуществовании идеализированных портретов монархов, предельно монументализированных статуй божеств («Колосс Родосский»), гротескных мифологических (силены, сатиры) или горделиво величественных (терракоты Танагры) образов, острохарактерных изображений стариков, драматических «портретов философов». Широкое развитие получила садово-парковая скульптура, проникнутая настроениями покоя. В мозаиках различаются свободная, живописная манера исполнения и более строгая, классицизирующая. Общие для Э. к. тенденции прослеживаются в вазописи, глиптике, торевтике, художественных сосудах из стекла.

 


15.06.2016; 13:44
хиты: 170
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
история древнего мира
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь