пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Билет 27. Архитектура и скульптура V-IV вв. до н.э. Ансамбль афинского акрополя.

5-4 вв.д.н.э. – расцвет греч. арх-ры/скульптуры. Разв-е архит-ры связано с сост-ем теории/практики градостроит-ва, основ-ем/благоустр-вом new & old городов. Высш. достиж-е – разраб-ка концепции регулярн. города (строит-во городов по предварит. плану, на принципах рацион. благоустр-ва). Осн. полож-я регулярн. города разраб-ны Гипподамом из Милета => гипподамов город: дел-е гор. террит-и пересек-мися под прямым углом улицами => сетка правильн. жилых кварталов. Выдел-ся городск. центр, со зданиями обществ. назнач-я (храмы etc), агора – торг. площадь (иногда совпадала с гор. центром); если город – на берегу, то прибреж. часть оформ-сь в портовый район (верфи/доки/склады); обязат. элементы регул. города – театр/стадион/гимнасии + водопровод + колодцы для воды + канализ-я. Парадн. и религ. центр – Акрополь (там – храм главн. бож-ва-покровителя города, здесь – наиб. торжеств-е жертвоприн-я).

 

Принципы Гипподама можно было реализ-ть лишь в новых городах (Пирей, Фурия), старые (Коринф, Афины, Фивы) – по-другому: вместо сетки прямых улиц – кривые, беспоряд-о скучен-е частн. жилища, разбросан-е храмы. Но и здесь элементы регул-сти: архитект-но украш-ся акрополь/центр. площадь; ремесл. мастерские – на окраину, театры/стадионы - в опред. местах + почти везде – креп. стены.

 

Арх-ра – на основе ордерн. системы (зарод-сь в архаику): именно в 5-4 вв. она достигла наивысш. полноты и законч-сти. 7-6 в. – формир-е дорич. и ионич. ордеров, 5-4 – формир-е > изыскан. и пышн. коринфского. + прием смеш-я ордеров в 1 здании; прид-е большей легкости дорич. стилю, большей пышности – ионич-му. Смеш-е архит. стилей => расшир-е возм-ей греч. строителей => созд-е архит-х шедевров) Основа разв-я зодч-ва – храм (самое соверш-е здание, обитель божеств. сущ-ва). Типы (в завис-сти от к-ва колонн): храм в антах (2 колонны перед главн. входом), простиль (4 колонны перед гл. входом), амфипростиль (колонны подд-ют портик перед гл. входом + the same портик – с противоп. стороны), периптер (колонны – с 4-х сторон => круговой портик), двойной периптер (двойной ряд колонн с 4-х сторон). Интерьер: гл. зал (со статуей гл. бож-ва города), второе помещ-е (там – свящ. утварь + храмовые/городские сокровища). Антаблемент (над колоннами), внутр. и внеш. стены, фронтоны украш-сь скульпт. группами/рельефами => торжеств. облик храма. Прославл-е храмы: Афины-Девы Парфенон в Афинах (448-432, Иктин и Калликрат), храм Зевса в Олимпии (465-456, Либон), Эрехтейон, храм Аполлона в Дельфах etc.

 

Ансамбль Афинск. Акрополя => показатель зрелости греч. зодч-ва. Включал нес-ко зданий: Пропилеи – спец-но постр-й проход на Акрополь; к ним примыкали пинакотека (помещ-е для картин. галереи) и small храм в честь Ники. Центр ансамбля – Парфенон, с примык-ми святилищами некот-х аттич. богов. + храм в честь Эрехтея и Посейдона – Эрехтейон; вертик. ось ансамбля – статуя стоящей с копьем Афины Воительницы; на крутом склоне Акрополя – театр Диониса (17 тыс. мест) и Одеон (спец. помещ-е для музык. состяз-й).

 

Скульптура: в осн. - для укр-я храмов: в глав. помещ-и – статуя бож-ва-покровителя города; рельефы – на внутр. и внеш. стенах + скульпт. группы на фронтонах, крышах, гор. площадях, могилах. Назнач-е скульптур: религ. (образы наиб. чтимых богов-героев), эстетич. (как украш-е), идеологич. (просл-е мужественного и сильного гр-на и воина). 4 в.: очеловеч-е самого популярн. общ-ва – бож-ва: смягч-е идеальн. черт, подчеркив-е челов. черт, т.е. скульптуры богов/богинь 4 в. больше похожи на смертных, чем на небож-ей. Материал для скульптур: известняк/мрамор/дерево/глина/слон. кость/бронза. + Трактовка худож. образа => преодол-е неподвиж-сти архаич. скульптур (передача в тверд. материале жизни, оттенков челов. сост-й). «Дискобол» (Мирон), скульптура Зевса для храма в Олимпии (Фидий), статуя Афины-Девы для афинск. Парфенона (Фидий), Афины Воит-цы для Аф. Акрополя, изобр-е летящей Ники Пеония, амазонка Поликлета, статуи Афродиты Книдской и Гермеса (Пракситель), Аполлон Бельведерский (Леохар), портреты А.Макед., статуя Апоксиомена (Дисипп). Эллинск. скульптуры создавали и прославляли полисн. идеал гр-на, кот-й реалистически отражал полит. и соц. преоблад-е средн. слоев гражд-ва в б-ве греч. полисов.

 


15.06.2016; 13:44
хиты: 122
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
история древнего мира
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь