Фукидид – древнегреческий историк, автор «Истории Пелопоннесской войны».
1. Биография.
В точности не известна; знаем только, что он получил хорошее образование, происходил из знатного и богатого рода и, вероятно, с молодости бывал во владениях семьи во Фракии (что и обусловило его дальнейшее назначение).
Во время чумы в Афинах 430-426 гг. ей переболел (описал сам), затем в 424 году был избран (м.б. и до этого им являлся) стратегом (одним из 10 полководцев, значит уже был старше 30-ти лет).
В тот год спартанский полководец Брасид вторгся во Фракию, и фракийские города стали переходить на сторону Пелопоннесского союза. Фукидид с флотом должен был выступить гарантом силы Афин в регионе и не допустить перехода на сторону врага крупного города – Амфиполя, однако в силу непонятных обстоятельств (которые и сам не разъясняет, но не снимает с себя вины) оказался в решающий момент возле острова Фасоса.
К Амфиполю прибыть не успел, Брасид завладел городом (гавань Фукидид защитить успел), и вернувшийся с поражением Фукидид был приговорён к изгнанию. Отправился, видимо, во Фракию и там, живя на доходы с семейных золотых приисков, писал свою «Историю Пелопоннесской войны».
В 404 году вернулся из изгнания, но вскоре скончался, успев довести свой труд только до 411 года (сам говорит, что начал писать с самого начала войны, т.е. с 431 года).
2. Композиция. Труд разбит (позднее) на восемь книг:
В первой (I) он сперва излагает непосредственные причины войны (конфликт с Коринфом за Керкиру, блокада Потидеи, Мегарская псефизма), затем утверждает, что на самом деле проблемы куда глубже и реальные причины – боязнь чрезмерного возвышения Афин, объективные проблемы несовместимости разных систем (Спарта–Афины), а также «заносчивость» наций (греков разных полисов).
Для этого Фукидид предпринимает длительный экскурс в историю, ценнейшим образом рассказывая о древнейших временах, Троянской войне и проч. событиях.
Со второй (II) по первую часть пятой (V) книги он излагает по годам события Архидамовой войны (431-421 гг.). Причём года он считает не как прочие греки, а с месяца марта примерно.
Вторая часть пятой (V) книги – промежуток между войнами, истребление афинянами населения острова Мелоса (детей и женщин продали в рабство). Шестая (VI) и седьмая (VII) книги – Сицилийская экспедиция, последняя часть (VIII) – события 413-411 гг. до истории переворота четырёхсот (и его последствий).
Труд Фукидида был дописан до конца войны и впоследствии издан Ксенофонтом.
3. Историчность, стиль, объективность.
Фукидид очень досконален. Неоднократно упоминает, что ищет истину, и не будет рассказывать читателю то, что «услышал от первого встречного». В этом содержится скрытая полемика с Геродотом (ибо тот-то предоставлял читателю чему верить, а чему – нет).
«Записывал события после точных исследований относительно каждого отдельного факта». Иногда цитировал документы: посвятительную надпись Писистрата, сына Гиппия, договор 423 г. о перемирии, договор о мире афинян со спартанцами 421 г. и др.
В судьбу и богов как непосредственных участников исторического процесса не верил, поэтому не ссылается на предсказания и оракулов, упоминая их (как и «судьбу») лишь в иных значениях: рассказывая о чьей-то вере или о событии, на которое нельзя было никак повлиять.
При этом старается быть объективным: сообщает читателю своё мнение довольно сдержано, при этом «дав» доводы «за» и «против» обеих борющихся сторон. Регулярно использует для этого так называемые «речи»: прямые выступления исторических деятелей, в которых те говорят «не в точности так, как говорили в тот момент, но так, как могли бы сказать в целом верно относительно общего смысла сказано» (перефраз самого Фукидида).
Как философ Фукидид довольно пессимистичен – человек по натуре зверь, склонный к насилию, от чего его спасает мирская жизнь и культура, а война пробуждает. Фукидид ни коем образом не сторонник войны, но ему не чужды понятия гордости за свой полис и воинской доблести. Нациям свойственна «заносчивость», которую направляют во вред демагоги, а мудрые вожди используют во благо.
4. Политические взгляды.
Как бы то ни было, историк не может отдалиться от своих политических взглядов при изложении. Роль личности по Фукидиду высока – именно вожди могут обуздать «заносчивость», и лучшим из вождей он признаёт Перикла. В знаменитой «надгробной речи Перикла» (над могилами воинов) он прославляет демократию и Афинский политической строй. (Эта речь наиболее убедительна и ряд исследователей считают, что «все деятели у Фукидида говорят как Фукидид, и только Перикл – как Перикл».)
Фукидид люто ненавидит Клеона (вождя радикально-демократической группировки), и даже его успех (взятие Пилоса) характеризует как случайный, отдавая лавры Демосфену; гибель его под стенами Амфиполя (Клеон отправился отвоёвывать его) описывает, пожалуй, даже в чём-то злорадствуя. (Алкивиада как демагога он тоже недолюбливает.)
При этом резко положительно относится к Никию (вождю умеренных олигархов), его действия всегда поощряет и гибель Никия в Сицилии описывает как гибель одного из лучших людей эпохи.
На этом основании многие заявляют о симпатиях Фукидида к олигархии, но это не верно – «лучшим политических режимом (по крайней мере на моей памяти)» он называет режим пяти тысяч, установившийся после свержение диктатуры 400-х сотен в 411 году потому, что «это было благоразумное смешение олигархии и демократии».
Таким образом Фукидид предстаёт человечком умеренны политических взглядом и далёким от радикализма с обеих сторон. При этом в тексте встречаются намёки на идеал «единой Греции перед лицом Персии», однако всё это находит субъективное упоминание в тексте и не искажает факты, в чём содержится его главная заслуга.
Волна гиперкритики прокатилась по Фукидиду во второй половине XIX века, однако к сегодняшнему дню отношение к историку стабилизировалось и ему возвращён титул «великого и вечного», хоть за ним и признают определённые неточности.