пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

11. Правовое положение, правоспособность и дееспособность иностранных граждан в МЧП

Основное правило в отношении гражданской правоспособности физического лица содержится в ст. 1196 ГК РФ:

"Гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом".

Поскольку иностранный гражданин обладает в России такой же гражданской правоспособностью, как российский гражданин, иностранец в Российской Федерации не может претендовать на какие-либо иные гражданские права, нежели те, которые предоставлены по нашему закону гражданам РФ; иностранец не может требовать предоставления ему привилегий или установления изъятий из российского закона.

Закрепленный в законодательстве национальный режим в отношении гражданской правоспособности иностранцев носит безусловный характер, т.е. он предоставляется иностранцу в каждом конкретном случае без требования взаимности.

Иностранные граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и иной деятельностью, если занятие такой деятельностью не исключается законом; создавать в установленном порядке юридические лица самостоятельно или совместно с физическими, а также юридическими лицами РФ. В то же время в отношении прав иностранцев на землю Земельным кодексом РФ и Законом об обороте земли сельскохозяйственного назначения 2002 г. установлен ряд ограничений для иностранцев. Закон об обороте земель в п. 2 ст. 2 и ст. 3 установил, что иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также российские юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

Иностранные граждане вправе заниматься в России предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Иностранные граждане могут быть членами производственных кооперативов и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, но лишены права участия в сельскохозяйственных производственных кооперативах (ст. 13 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. "О сельскохозяйственной кооперации"). Кроме того, следует обратить внимание на возможность установления изъятий в отношении предоставления иностранцам равных прав с российскими гражданами. Эти изъятия немногочисленны и могут быть сведены к двум группам.

К первой группе относятся изъятия в отношении возможности для иностранцев занимать определенные должности или заниматься той или иной профессией на равных началах с нашими гражданами. Они не могут находиться на государственной или муниципальной службе, быть принятыми на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ, заниматься иной деятельностью и занимать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

Вторую группу изъятий составляют правила, устанавливающие особый режим прав иностранцев, определяемый характером охраняемых прав, особенностями их юридической природы.

Изъятия для иностранцев и лиц без гражданства из национального режима (как в отношении ограничения, так и расширения прав по сравнению с правами российских граждан) могут быть установлены, согласно ч. 3 ст. 62 Конституции, только федеральным законом или международным договором РФ. Это означает, что ни в постановлениях Правительства РФ, ни в актах иных исполнительных органов РФ, ни в правовых актах субъектов РФ не могут вводиться особые правила для иностранных граждан.

Законодательство содержит также специальные правила, касающиеся дееспособности физических лиц, под которой понимается способность совершать определенные действия, принимать на себя определенные обязательства. Коллизионные вопросы дееспособности физического лица возникают прежде всего вследствие того, что законы разных стран не всегда одинаково определяют возраст, с наступлением которого человек достигает совершеннолетия и тем самым становится полностью дееспособным. Как и во многих странах континентальной Европы, наш закон исходит в вопросах дееспособности из принципа lex patriae. Приведем соответствующие положения, предусмотренные ст. 1197 ГК РФ:

 

"1. Гражданская дееспособность физического лица определяется его личным законом.

2. Физическое лицо, не обладающее дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности.

3. Признание в Российской Федерации физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву".

Из приведенного текста этой статьи, во-первых, следует, что дееспособность определяется законом гражданства лица; во-вторых, ограничение действия закона гражданства установлено в интересах торгового оборота для тех случаев, когда сделка совершается лицом не в стране его гражданства, а в другой стране; в-третьих, установление общего правила о применении права страны гражданства не исключает применения для определенных видов отношений специальных коллизионных норм о дееспособности. В комментариях к этой статье (Н.И. Марышева) отмечалось, что такие специальные коллизионные нормы имеются, например, в отношении способности лица нести ответственность за вред по обязательствам вследствие причинения вреда. В таком случае к дееспособности будет применяться не личный закон, а право, к которому отсылает соответствующая коллизионная норма. В договорах о правовой помощи, заключенных с другими странами, дееспособность физического лица обычно определяется по закону его гражданства.

Согласно многосторонним конвенциям о правовой помощи стран СНГ, дееспособность физических лиц определяется законодательством договаривающейся стороны, гражданином которой является это лицо (ст. 23 Минской конвенции 1993 г., ст. 26 Кишиневской конвенции 2002 г.).

В течение длительного времени признанным правилом выступало положение о том, что лицо, дееспособное по закону отечественного государства, признается таковым и за границей, и наоборот – не­дееспособное по праву своего государства лицо должно быть объявлено недееспособным во всех других государствах. Однако со временем его соблюдение стало вызывать определенные возражения ввиду явной несо­вместимости с интересами стабильности торгового оборота, поскольку имелись обоснованные опасения, что иностранный предприниматель мог объявить сделку, совершенную им в другом государстве, недействительной под предлогом отсутствия у него дееспособности по национальному закону.
Аналогичное в целом положение закреплено в гражданском законодательстве. Так, в п.2 ст.1197 ГК РФ расположена норма о том, что «лицо, не обладаю­щее гражданской дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки». 
Исключение из рассматриваемого принципа существует для сделок с недвижимо­стью: в отмеченных нормативных актах уточняется, что способность лица заключить сделку по поводу недвижимой собственности подчиняется закону места нахождения недвижимости.

Особое внимание государства уделяют другому вопросу – вопросу определения дееспособности предпринимателя. На этот счет ст. 1201 ГК указывает, что определение дееспособности предпринимателя осуществляется по закону того государства, в котором лицо зарегистрировано в качестве таково­го: «Право физического лица заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве ин­дивидуального предпринимателя определяется по праву страны, где такое физическое лицо зарегистрировано в качестве индиви­дуального предпринимателя. Если это правило не может быть применено ввиду отсутствия обязательной регистрации, применя­ется право страны основного места осуществления предпринимательской деятельности».

В двусторонних договорах о правовой помощи между заинтересованными государствами закрепляется национальный режим, т.е. уравнивание в правах ино­странных и национальных граждан (Договор о право­вой помощи между Россией и Китайской Республикой от 19 июня 1992 г.).

Предоставление национального режима иностранцам означает не только уравнивание их с нашими гражданами, но и возложение на иностранцев как участников гражданских правоотношений определенных обязанностей, вытекающих из правил нашего законодательства. Например, из факта причинения вреда личности или имуществу юридического лица согласно ст. 1064 ГК РФ возникает обязательство по возмещению вреда. В необходимых случаях возможна компенсация морального вреда (ст.ст.1099-1101 ГК).

Что касается дееспособности иностранных граждан, то она подчиняется их личному закону, и преимущественно закону гражданства. Так, в Дого­воре о правовой помощи, заключенном между РФ и Эстонской Республикой от 26 января 1993 г. (ст. 22), дееспособность физиче­ского лица определяется законодательством договаривающейся стороны, гражданином которой является это лицо.

В Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. закреплены унифи­цированные нормы в области определения правоспособности на началах национального режима (ст. 1), а в части дееспособно­сти – на принципах гражданства для граждан договаривающихся государств и домициля (постоянного местожительства) - в том, что касается лиц без гражданства, проживающих на их террито­риях (ст. 23).

Вопрос об ограничении и лишении дееспособности иностранцев вызывает немало расхождений в материальном праве разных государств: различными являются основания для ограничений дееспособности (расточительство, алкоголизм, наркомания и т.д.); различен и порядок объявления ограниченно дееспособным или недееспособным.

Более признанным является принцип, со­гласно которому лишение дееспособности или огра­ничение в правах иностранца должно подчиняться его личному закону. Вместе с тем в законодательстве государств по-раз­ному сформулированы критерии для лишения или ограничения дееспособности. Так, игрок в рулетку может быть объявлен ограниченно дееспо­собным как расточитель в Италии, Монако, Германии и т.д., но не в Англии, где такое основание неизвестно.


10.01.2018; 18:20
хиты: 95
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь