Происходит резкая поляризация идейно-эстетических устремлений, много течений и школ. Крайние позиции выражают Серапионовы братья и деятели Пролеткульта. Для всех поэтических групп и течений стержневым стал вопрос о соотношении искусства и действ-сти, как иск-во должно отображать действ-сть. Вопрос о свободе творч-ва. Определились две противоположные линии:
ПРАВЫЕ:
"Перевал" (Катаев, Пришвин).
Программа: 1 – Революция должна была стать духовным движением, охватывающим всю общественность и весь внутренний мир чела.
2 – требование свободы художника.
3 – был предложен исторический принцип осмысления к-ры как целостного явл-я: замкнутых к-р нет (принцип преемственности).
4 – высокое кач-во худ произв-я, большое значение мастерству худ-ка, борьба с организованным упрощением к-ры.
5 – отстаивание специфики ис-ва.
6 – установка на реализм.
7 – большое значение интуиции худ-ка.
8 – постановка ? ф-фии тв-ва, соотнош формы и содержания, о творческой инд-ти худ-ка.
9 – идея нового гуманизма. Важно общечел содержание в ис-ве. Гуманизм опирался на общечел ценности.
10 – не претендовали на лидерство,
"Серапионовы братья" (февраль, 1921 г Вс. Иванов, М. Слонимский, М.Зощенко, В. Каверин, Л.Лунц...) Близки к "Серапионам" были Евгений Замятин и Виктор Шкловский. "Серапионы" защищали традиционные представления об искусстве, о самоценности творчества, об общечеловеческой, а не узкоклассовой значимости литературы.)
ЛЕВЫЕ:
Пролеткульт (пролетарское искусство) – одна из самых многочисленных литературных организаций того времени − объединяла пролетарских поэтов и писателей. Пролеткульт был организован сразу после февральской революции 1917 года и просуществовал до 1932.
Его цель – объединить поэтов, писателей, близких по социальному положению, по мировоззрению и своим взглядам на искусство. Пролеткульт возглавил Александр Александрович Богданов (наст. фамилия Малиновский).
Идеология Пролеткульта основывалась на понятии классовой культуры, которое выдвинул Г.В.Плеханов, а обосновал и развил А.А.Богданов. Он рассматривал искусство в качестве «самого могущественного орудия организации классовых сил». Теоретики Пролеткульта призывали обособиться, во-первых, от классово не совместимых с ними групп, то есть от новокрестьянских поэтов, от футуристов, имажинистов и других непролетарских групп, во-вторых, освободиться от груза классических традиций.
Так, по их мнению, искусство должно использовать методы технической эстетики, дизайна, средства фотографии, кино, стенографии и т.д. Они искали новый язык искусства и в этом были близки футуристам, имажинистам.
РАПП (рос ассоциация пролетарских писателей), декабрь, 1922. Наиболее активными в РАППе были лит.критики С. Родов, Г. Лелевич, Л. Авербах, а из известных писателей в ассоциацию входили А. Фадеев, Д. Фурманов, Ю. Лебединский, А. Веселый и некоторые другие.
На практике их деят-сть сводилась к попыткам обеспечить себе организационное лидерство в советской культуре. Но в сер. 20х гг обозначается стремление партии руководить развитием лит-ры. РАПП обозначил четкую позицию в отношении поисков эстетических (они не нужны, все уже найдено, нужно писать, как положено), должна быть ясная форма и сод-е.РАПП выступал агрессивно и уверенно.
Имажинизм (авангард) был непосредственно связан с футуризмом и вообще литературным авангардом. В состав группы вошли С.Есенин, Р.Ивнев (М.Ковалев), А.Кусиков (Кусикян), И.Грузинов, А.Мариенгоф, В.Шершневич, Н.Эрдман и Б.Эрдман, Г.Якулов, А.Таиров. Так же, как и футуристы, они начали с отрицания опыта предшественников, но фактически опирались на опыт английских имажистов, теоретиком которых был Хьюм, поэт и критик, на мировоззрение которого, в свою очередь, повлияла интуитивистская философия Бергсона. Работы зарубежных теоретиков перевел В.Шершневич. «Декларация» русских имажинистов появилась в 1919 году и утверждала аполитичность искусства. В ноябре 1922 г. вышел первый номер имажинистов «Гостиница для путешествующих в прекрасном». Название группы образовано от анг. и франц. слова «образ». Имажинисты, как и представители других направлений, искали новый язык искусства. Ключ к нему они видели в оригинальном и неожиданном образе. Имажинисты сознательно нарушали правила грамматики, считая, что это позволяет освободить слово из «тюрьмы» содержания.
В отличие от пролетарских поэтов и футуристов, они по-своему романтизировали и идеализировали быт, говорили о сочетании в нем реализма и мистики.
Имажинистский образ − это «ассоциативный образ». Он возникает в результате неожиданного сочетания далеких понятий, живого и мертвого, высокого и низкого, святого и грешного, что, как считали имажинисты, повышает метафоричность, субъективность образа.
Одна из целей поэта – вызвать у читателя максимум внутреннего напряжения. Поэтому имажинисты часто использовали именно парадоксальную или ироническую метафору.
"Ничевоки" основывались на идеях дадаистов (ориентировались на детский лепет, в лит-ре должен отсутствовать наст. смысл; у ничевоков – наивные радикальные лозунги) – авангардисты.
К концу 20-х годов процессы регламентации лит-ры усиливается, это ведет к распаду лит групп и травли большинства известных писателей. Юрий Тынянов в статье "Промежуток" говорит, что на первый план выходит проза. Лит-ра от выражения ощущений эпохи переходит к аналитизму, попытке обобщения.