пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Медицинский колледж:
» Хирургия
» Экзамен
» Гинекология
» Анатомия и физиология
» Фармакология
» Основы патологии
» Микробиология и иммунология
» Безопасная среда для участников ЛДП
» Решение проблем пациента
» Реабилитация
» терапия
» СУ в профилактике
» Терапия педиатрия инфекционка 3 курс
II семестр:
» Психологическая служба в образовании
» Психолого-педагогическая коррекция
I семестр:
» Психология болезни и инвалидности
» История психологии
» Психологическая служба в образовании
» Психотерапия
» МАСПО
» Психологическое консультирование
» ГОСы

Г.В. Лейбниц как создатель идеалистической традиции в немецкой философии и психологии. основные идеи Лейбница

Лейбниц пытался осуществить синтез античного и нового знаний, восстановить отвергнутые механистической методологией понятия "цель", "субстанция", представляющие, по его мнению, непреходящую научную ценность ("вечную философию").

В основу своих философских рассуждений Лейбниц кладет идею "финализма", т.е. конечной цели, считая недостаточным ограничиваться в исследовании только учетом "действующих причин", как это делается в механистических концепциях. Надо объединить эти два подхода в науке. Лейбниц утверждает, что хотя мир напоминает огромный механизм и все отдельные организмы являются механизмами, но в целом все существующее реализует конечную цель, намеченную Богом.

Он, по сути, дифференцирует сферы знания о природе на 2 типа: философское знание, исследующее общие принципы, и научное знание, доступное опытному изучению и математической обработке.

Лейбниц использует понятие "энтелехия", или субстанция, как содержащее в себе собственную детерминацию и сущностное совершенство, внутреннюю цель. Критический анализ современных ему научных подходов наносил серьезный удар по механицизму.

Пытаясь преодолеть дуализм духа и материи, психического и физического, восстановить их единство, он выдвигает учение, согласно которому, многообразие мира объясняется исходя из единой по своей природе, но разнокачественной по своим состояниям, субстанциальной основы.

Лейбниц - сторонник идеи единства телесного и психического. Но, в отличие от Спинозы, в основу этого единства он кладет духовное начало и тем самым выступает как сторонник идеалистического направления.

Идея целостности мира и человека раскрывается Лейбницем в его учении о монадах. Он утверждает, что мир состоит из деятельных простых и неделимых субстанций - монад. Монады - элементы всех вещей. Понятие "монада" (от греч. единица) у Лейбница, по сути, тождественно понятию "субстанция". Монада - целостная неделимая субстанция как мирообразующее начало.

При описании монады вскрываются психологические представления Лейбница. Каждая монада психична и наделена способностью воспринимать все, что происходит во Вселенной. Монада - это начало силы и способности действовать.

Монада выступает у него как нематериальное образование, как аналог психической деятельности. Она неделима, но богата по содержанию, как и разум человека, являющийся единым и одновременно включающим различные представления. Монада обладает потенциалом внутреннего совершенства. И разум, переходя от одного представления к другому, характеризуется тенденцией постоянного обновления.

Основные свойства монады - деятельность восприятия и активность. В зависимости от уровня развития этих внутренних качеств монады различаются между собой и составляют следующую иерархическую лестницу:

  • "чистые монады", которым присуща активность, но отсутствуют какие-либо представления (неживая, но активная материя);
  • "монады-души", обладающие смутными представлениями; ни одно восприятие у них не достигает уровня ясного сознания, а лишь доходит до памяти (растения и животные);
  • "монады-духи", обладающие ясным и отчетливым восприятием;
  • Бог и ангелы, свободные от телесной оболочки и олицетворяющие абсолютную полноту, ясность и осознанность знаний.

Таким образом, эволюция души рассматривается Лейбницем как развитие представлений: от смутных состояний (перцепций) к ясным и отчетливым (апперцепциям).

Лейбниц дифференцирует "простое" и "сознательное" восприятие, используя для определения последнего понятие "апперцепция". Если восприятие - общее свойство всех монад, то апперцепции свойственны только особым монадам, относящимся к душе и разуму. Но даже в монадах, характеризующихся апперцепцией, присутствует огромное число бессознательных восприятий. Лейбниц утверждает, что человек, будучи разумным существом и обладая апперцепцией, между тем, многое не осознает, воспринимает бессознательно: "Часто мы испытываем состояние, при котором ничего не помним и воспринимаем не отчетливо, например, когда находимся в обмороке или погружены в глубокий сон без сновидений. В таком состоянии душа не очень заметно отличается от простой монады, однако, поскольку подобное состояние длится недолго, душа освобождается и становится чем-то большим". Эти идеи Лейбница перечеркивают идущее от Декарта рационалистическое представление о тождестве психики и сознания. Они изменили и расширили представление о психическом, его границах. Выдвинутые Лейбницем положения о бессознательной психике, малых перцепциях и апперцепции вошли в содержание предмета психологии.

Лейбниц подчеркивает роль неосознаваемых "мелких" восприятий как важного компонента психической жизни человека, утверждает, что они "по своим последствиям имеют большее значение, чем можно полагать". По мнению Лейбница, именно они образуют неизвестный нам внутренний мир и обеспечивают его связь с внешней реальностью.

Лейбниц говорит о связи человека как "микромира" со Вселенной, "макромиром". А потому человек включен в общие законы развития мира, предопределенные Богом, хотя, будучи активным существом, отражает их по-своему. Человек, по Лейбницу, - вершина мироздания, созданного Творцом. Дух стоит всего мира, потому что не только отражает его, как остальные монады, но и сознательно его познает, исследует причины вещей. Он бессмертен, ибо не только находится в бытии, но и сохраняет собственную индивидуальность.

Лейбниц выдвигает принцип всеобщих различий, индивидуализации, подчеркивает бесконечное индивидуальное разнообразие всех явлений мира, указывает, что нет двух неразличимых субстанций. Это относится и к человеку.

Лейбниц исходит из представления о том, что монады - замкнутый в самом себе мир, невосприимчивый к каким-либо влияниям извне: "У монад нет окон, через которые что-либо может войти или выйти". Ни одна монада не может оказать физического влияния на внутреннее бытие другой. По сути, речь идет о существовании изолированных субстанций (подход, развиваемый Декартом, Спинозой). Применительно к человеку, эта проблема переформулируется как вопрос о соотношении души и тела.

Высшим началом в любом телесном организме выступает доминирующая энтелехия, определяющая уровень совершенства организма, его связь с миром. У животных доминирует душа в классическом смысле, у человека - духовное начало, умственные способности. Но душа в живом организме связана с телом, обнаруживает и проявляет себя через телесное.

Как же осуществляется связь душевной и телесной субстанций? Рассматривая вопрос о соотношении духовных и телесных явлений, Лейбниц руководствуется принципом психофизического параллелизма: душа и тело автономны, совершают свои операции самостоятельно и независимо друг от друга. Вместе с тем между ними существует предопределенная свыше гармония; они подобны паре часов, которые всегда показывают одно и то же время, так как запущены с величайшей точностью.

То есть Лейбниц впервые вводит принцип психофизиологического параллелизма, или функционального соответствия, психических состояний и телесных изменений. Основой этого соответствия выступает Бог как создатель самого принципа "предустановленной психофизиологической гармонии". Благодаря ему явления одной субстанции согласуются с феноменами другой, обеспечивается целостное бытие и функционирование организма и мира.

Он соглашается с Локком в оценке роли чувств как необходимого условия познания, но считает чувственное знание неточным и ошибочным. Истинное знание, по Лейбницу, достижимо только на основе разума и интуиции. Он критически оценивает односторонний эмпирический подход Локка, его вывод, что "нет ничего в разуме, чего бы раньше не было в чувстве" и видоизменяет его: "Нет ничего в разуме, чего бы раньше не было в чувстве, кроме самого разума". Это означает, что душа "врождена сама себе", что интеллект и его деятельность предшествуют опыту. Лейбниц считает, что душа заключает в себе "бытие, единство, тождество, причину, восприятие, рассуждение" и другие понятия, не выводимые из чувств. То есть им признается наличие априорных идей. Но, в отличие от Декарта, он считает, что идеи находятся в разуме в зародышевом состоянии, они "врождены" как наклонности, естественные природные способности. Пытаясь установить связь эмпирического и рационального, Лейбниц отказывается от индуктивной стратегии и отталкивается от рационального как основы развития чувственного опыта. Соответственно, в самом разуме он видит причину много ошибок познания.

Идеи Лейбница оказали воздействие на И. Канта, И. Гербарта, стали предметом серьезных обсуждений в научной мысли XVIII в. Продуктивными были его идеи об активности и изменчивости состояний сознания, о разных уровнях восприятия, о наличии, наряду с осознанными также бессознательных психических явлений.


хиты: 262
рейтинг:0
Общественные науки
психология
прикладная психология
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь