Своеобразной, противоречивой и во многих своих проявлениях
парадоксальной была идейная позиция выдающегося драматурга XIX в.
Александра Васильевича Сухово-Кобылина (1817-1903). В. Сухово-Кобылин был воспитан в традициях аристократического самосознания, и мысль об особом значении дворянской культуры была ему присуща в значительной степени. В трилогию входят: «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина» Драматургия Сухово-Кобылина проникнута лиричным, субъективным началом. Ей совершенно чужд эпический элемент, который современники не без основания рассматривали как отличительную особенность драматургии Островского. Именно единство авторской мысли и последовательность выражения им своих чувств объединяют три его пьесы, разнородные по их жанровым особенностям, в драматический цикл - трилогию. Первая часть трилогии - комедия "Свадьба Кречинского" писалась в 1852-1854 гг. Она обрабатывалась в то время, когда писатель был обвинен в убийстве и подвергался аресту. Однако обличительный пафос в ней еще не достигает силы, проявившейся в последующих пьесах Сухово-Кобылина, обобщающих и осмысляющих пережитую им трагедию, - драме "Дело" (1861) и комедии "Смерть Тарелкина" (1869). В "Свадьбе Кречинского" настроения, порожденные судебным процессом, нашли уже свое выражение, хотя здесь они еще смягчаются юмором и изяществом стиля. Разочарованность писателя в светской жизни, характерная для него в годы, когда обрушившиеся на него несчастья показали ему пустоту и бессердечие высшего дворянского круга. выразилась в комедии в том, что Петербург рисуется в ней так город разврата и хищничества, опасный для простых душ, а попытка приобщиться к высшему
свету - как путь, ведущий к гибели. Кречинский - дворянин, по своему происхождению связанный с состоятельными и родовитыми слоями дворянства. Воспитанный в среде богатого
барства, Кречинский не привык стеснять свои потребности, ограничивать свои
страсти: разнузданный разгул, увлечение кутежами, картами - вот в чем
прошла его молодость. Студент Петербургского университета, блестящий франт
и кутила, Кречинский вращался в кругу высшей аристократии Петербурга
Разорившись, Кречинский со всей ясностью убедился в том, что и право
на праздную, беззаботную жизнь, и положение в свете дают только деньги.
"Порядочные люди и эти чопорные баре стали от меня отчаливать", -
констатирует он, подводя итог запутанности своих материальных дел. Деньги
становятся предметом его страстного стремления, добывание их - целью его
жизни. В период своей жизни, непосредственно изображенный в комедии,
Кречинский употребляет все усилия, чтобы через брак овладеть состоянием. Он
уверен, что бесчестный поступок - прикрытый браком грабеж - вернет ему
"честь" в высшем дворянском обществе. "Делаю, что называется, отличную
партию!
Сухово-Кобылин как бы намечает в своей комедии путь от верхних слоев
общества к его дну, от петербургских и московских салонов до проселочных
дорог и ночлежных домов. Блестящий светский щеголь, душа общества, друг
графов и князей, Кречинский видит себя в будущем то обладателем миллиона,
петербургским большим барином, то бездомным, нищим бродягой, преследуемым
полицией. Обе возможности вполне реальны.
Серьезное общественное содержание было заключено и в другом образе
пьесы - в комической фигуре Расплюева. Расплюев - агент, друг и сообщник
Кречинского, одной своей к нему близостью знаменующий степень падения
Кречинского. Расплюев готов предать Кречинского в тяжелый для него
момент. В последующих частях трилогии - драме "Дело" и комедии "Смерть
Тарелкина" - образ Расплюева совершает дальнейшую эволюцию. Опускаясь
морально все ниже, Расплюев становится сначала клеветником и доносчиком, а
зятем - полицейским чиновником, который стряпает "дела", производит
дознания, арестовывает и пытает свои жертвы.
Сухово-Кобылин рисует обеднение, деклассацию дворянства и обогащение
ловких предпринимателей как единый процесс. В его пьесе цинизм барина,
жаждущего легкой наживы, вступает в своеобразное соревнование с
хищничеством "именитых", уважаемых в обществе купцов. Сталкивая Кречинского
с Щебневым, а затем с Беком, Сухово-Кобылин изображает их конфликты Сухово-Кобылин рисует обеднение, деклассацию дворянства и обогащение
ловких предпринимателей как единый процесс. В его пьесе цинизм барина,
жаждущего легкой наживы, вступает в своеобразное соревнование с
хищничеством "именитых", уважаемых в обществе купцов. Сталкивая Кречинского
с Щебневым, а затем с Беком, Сухово-Кобылин изображает их конфликты состояло в том, что драматург, показал своих
героев как выражение социально-типических явлений предреформенной эпохи.
Традиционная комедийная развязка - появление полицейского чиновника и
разоблачение плута - приобретает в "Свадьбе Кречинского" новое значение.
Эта концовка связывает "Свадьбу Кречинского" со второй пьесой трилогии -
драмой "Дело". Полицейский чиновник, появляющийся в конце комедии и
"карающий" порок, защищает тот общественный порядок, который порождает ж
насаждает современные пороки. Бюрократия, по мнению Сухово-Кобылина, несет
такое зло, по сравнению с которым хищничество "частных лиц или ничтожеств"
представляется незначительным. Независимо от того, был ли у драматурга с самого начала его работы над
"Свадьбой Кречинского" замысел трилогии или он возник лишь в пору работы
над "Делом", первая его комедия давала возможности и основания для
написания подобного цикла.