пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ


44. Основные категории и единицы текста. Принципы выдвижения как принципы описания текста (конвергенция, сцепление, обманутое ожидание, сильная позиция).

Основные категории и единицы текста

 

Наличие специфических категориальных свойств является одним из конституирующих признаков любого текста и дискурса.

 

Текстовая категория (характеристика) – такой признак, который свойствен всем текстам и без которого не может существовать ни один текст, т.е. это типологический признак. Текстовая категория – это типичный признак текста, который запрограммирован уже на уровне первичного авторского замысла и представляет собой отдельный параметр этого замысла.

 

Основные признаки текста: -цельность -связность -членимость -тематичность -логичность -темпоральность -локальность -оценочность

 

В списке категорий текста, предлагаемом разными учеными и школами, упоминаются: -когезия(сцепление)

 

-информативность -ретроспективность -рекуррентность(повторяемость) -референция(отнесенность к чему-л)

 

-изотопия(повтор семантических элементов) -инициальность/неинициальность

 

-пресуппозиция(необходимый семантический компонент, обеспечивающий наличие смысла в утверждении)

 

-импликация(что-то в тексте явно не открыто, но подразумевается) -прогрессия/стагнация -художественное время -образ автора

 

Единицы текста – важное звено, связующее план выражения и план содержания художественного текста.

 

Единицы текста называют по разному:

-сверхфразовое единство(СФЕ)

 

-сложное синтаксическое целое(ССЦ)

-прозаическая строфа

 

СФЕ – многокомпонентная единица, включающая несколько предложений, объединенный в смысловом и структурном планах.

Критерии выделения СФЕ:

 

-смысловой

-логический

-синтаксический

-ритмомелодический

-эмоциональный

 

-прагматический

 

Принципы выдвижения как принципы описания текста (конвергенция, сцепление, обманутое ожидание, сильная позиция).

 

Изучая художественные текста невозможно ограничиться идентификацией и пояснением отдельного стилистического приема или только одной какой-нибудь особенностью или функцией. Необходимо рассмотреть все произведения в целом или отдельные законченные его отрывки так, чтобы охватить выраженные в нем идеи, мысли и чувства.

 

При описании теста как целостной единицы необходимы принципы широкого охвата. В качестве таких принципов стилистика декодирования предлагает принципы выдвижения.

 

Выдвижение – способы оригинальной организации текста, фокусирующие внимание на определенных элементах сообщения и устанавливающие семантически-релевантные отношения между элементами одного или чаще разных уровней.

 

Общие функции типов выдвижения:

 

1. Устанавливают иерархию значений и элементов внутри текста, т.е. выдвигают на первый план особенно важные части сообщения.

 

2. Обеспечивают связность и целостность текста и в то же время сегментируют текст, делая его более удобным для восприятия.

 

3. Защищают сообщения от помех и облегчают декодирование, создавая такую упорядоченность информации, благодаря которой читатель сможет расшифровать ранее неизвестные ему элементы кода.

 

4. Выполняет функцию экспрессивности – передает смысл с увеличенной интенсивностью и имеет своим результатом эмоциональные и логические усиления, которые могут быть или не быть образными.

 

Конвергенция схождение в одном месте пучка стилистических приемов, участвующих в единой стилистической функции. Взаимодействуя, стилистические приемы оттеняют, высвечивают друг друга, и передаваемый ими сигнал не может пройти незамеченным.

Конвергенция – одно из важных средств обеспечения помехоустойчивости.

Конвергенция           создается         целым  набором                      стилистических           приемов:

1. Инверсия с далеко оттянутым от начала  подлежащим

2. Повтор

3. Многосоюзие(and…and)

4. Ритмичность

5. Авторский неологизм

6. Экспрессивный эпитет(vast)

7. Необычное сравнение, при котором неабстрактное слово поясняется конкретным, а конкретное – абстрактным(tides-conscience)

 

 

Сцепление – появление сходных элементов в сходных позициях, сообщающие целостность тексту. Помогает раскрыть характер и суть единства формы и содержания в художественном произведении в целом(а не отдельных его форм). Сцепление проявляется на любых уровнях и на разных по величине отрезках текста. Сходства элементов в парадигматике может быть фонетическим, структурным или семантическим.

 

Сцепление осуществлено:

-симметричным расположением конструкций

-тождественностью слов в позициях подлежащего

 

-тождественной формой -фонетическим сходством -графическим сходством -антонимичностью, создающих антитезу глаголов

 

Обманутое ожидание(термин Р.Якобсон) – предсказуемость или непредсказуемость того или иного

 

стилистически релевантного. Суть: последующее частично дано в предыдущем. Непрерывность, линейность речи означает, что появление каждого отдельного элемента подготовлено предшествующими. Читатель его уже ожидает, а он заставляет ожидать и появление других. Однако если на этом фоне появляются элементы малой вероятности, то возникает нарушение непрерывности, которое действует подобно толчку. Неподготовленное и неожиданное создает сопротивления восприятию. Преодоление этого сопротивления требует усилия со стороны читателя, а потому сильнее на него воздействует.

Обманутое ожидание встречается  в  языке  на  любом  его  уровне.          В  лексике  это                     могут  быть:

-архаизмы                                                    

-заимствования                                           

-авторские неологизмы

-слова со специфичной лексической окраской

-использование перифраза, оксюморона и т.д.

-параллельные конструкции

-антитеза                                                     

-аллитерация                                   

Сильная позиция

 

К сильным позициям относятся заглавия, подзаголовки, эпиграфы, начало и конец произведения (части, главы, главки), анаграммы, цитаты, аллюзии. С их помощью автор подчеркивает наиболее значимые для понимания произведения элементы структуры и одновременно определяет основные «смысловые вехи» той или иной композиционной части(текста в целом)


15.01.2018; 15:52
хиты: 753
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь