пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

48 Маржинализм Австрийской школы

Представители австрийской (венской) школы в отличие от других маржиналистов отказались от использования математических методов. Они считали, что функции спроса и предложения не могут быть непрерывными, ведь блага не делятся бесконечно. Можно купить полбуханки хлеба, но нельзя половину скаковой лошади. Следовательно, шкалы спроса и предложения должны быть дискретными, а равновесная цена не определяется конкретным числом. Можно вычислить только интервал, в котором будет находиться равновесная цена.

Общим для всех представителей австрийской школы было понимание ценности блага как его предельной полезности.

Карл Менгер (1840–1921) считается основоположником австрийской школы маржинализма. В наиболее известной из своих работ «Основания политической экономии» (1871) он подробно рассмотрел учение о благах. Благом он называет любой предмет, удовлетворяющий потребность человека. Человек должен знать эту способность (осознавать связь между своей потребностью и свойством предмета ее удовлетворять) и иметь возможность ею воспользоваться (получить данный предмет). Если на самом деле предмет не обладает способностью удовлетворять потребности, но человек в эту способность верит, то это воображаемое благо.

Экономическими благами К. Менгер называет блага, доступное количество которых в данный момент не позволяет удовлетворить потребность людей в данном благе. Поскольку благ не хватает, чтобы удовлетворить все потребности, приходится выбирать, от каких потребностей стоит отказаться и искать способы наиболее эффективного использования ограниченных благ. Таким образом, ценность блага связана с его редкостью.Неэкономическими благами являются блага, имеющиеся на данный период в количестве, превышающем потребность в них. Такие блага не имеют ценности.

В качестве примера К. Менгер рассматривает изолированный хозяйствующий субъект, живущий на морском острове с единственным источником питьевой воды (хозяйство Робинзона). Пока питьевой воды достаточно для удовлетворения всех потребностей человека, вода не будет представлять ценности. Если возникнет нехватка воды, человеку придется выбрать, какими потребностями в воде пожертвовать (например, не поливать свой цветник), и вода приобретет ценность. Чем более редкой будет питьевая вода, тем выше станет ее ценность. Таким образом, полезность – это характеристика любого блага, а ценность присуща только экономическим благам.

Ценность блага, по мнению К. Менгера, носит субъективный характер, т. е. не существует вне сознания человека. «Ценность – это суждение, которое хозяйствующие люди имеют о значении находящихся в их распоряжении благ для поддержания их жизни и благосостояния, и поэтому вне их сознания она не существует».[30] Затраты труда не могут служить для определения стоимости блага. Ценность алмаза определяется потребностью в нем и не зависит от того, с каким трудом он был добыт.

К. Менгер анализирует возможности превращения неэкономических благ в экономические и наоборот. Например, рост населения и увеличение потребности людей в данном благе может повысить его ценность и из неэкономического сделать экономическим. Снижение потребности людей в благе может снизить его ценность до нулевой и перевести благо в категорию неэкономических. Важно также, насколько люди могут осознать возможность тех или иных благ удовлетворять их потребности.

Товаром К. Менгер называет экономическое благо, предназначенное для обмена. Способность товара к сбыту, т. е. ликвидность, может быть ограничена по отношению к людям, которые не нуждаются в данном товаре, по каким-либо причинам не могут его приобрести или не знают о возможности его купить. Невозможно сбыть товар людям, которые ценят его ниже, чем продавец. Ученый рассматривает и другие ограничения ликвидности товара (по местности, количеству и в зависимости от времени года).

Поскольку ценность одного и того же блага для разных людей различается, это служит предпосылкой к возникновению обмена. Например, обмен хлеба на вино будет происходить только в том случае, если один человек оценивает вино выше, чем хлеб, а другой наоборот. В ходе обмена каждый участник будет получать более ценный для себя товар. Если относительные ценности хлеба и вина для обоих участников станут одинаковыми, обмен прекратится. К. Менгер сравнивает обмен с промышленным производством и земледелием и считает его не менее важным видом деятельности. Он рассматривает формирование цен в ходе обмена.

К. Менгер подразделяет все блага на блага первого порядка, непосредственно применяемые к удовлетворению потребности человека, и блага отдаленных, высших порядков (второго, третьего и т. д.), выступающие в качестве средств для производства благ первого порядка. Если исчезнет потребность в благе первого порядка, то все блага высших порядков, необходимые для его производства, перестанут быть благами. Таким образом, ценность передается от потребительских благ к средствам производства, например, ценность сырья и оборудования повышается при увеличении потребительской ценности произведенной продукции. «Ценность благ высшего порядка определяется предполагаемой ценностью благ низшего порядка, на производство которых они предназначены или предположительно предназначаются людьми».[31] Такой подход противоположен идее формирования стоимости на основе издержек производства, например, ценность древесины зависит от ценности стола, который может из нее быть изготовлен. Если столы можно продать по высокой цене, то ценность древесины повышается, производитель мебели согласится купить ее дорого. Если цена стола низка, то дорогую древесину покупать невыгодно. Благо высшего порядка обладает ценностью только в том случае, если имеется полная комбинация взаимодополняющих благ данного порядка, необходимых для производства блага низшего порядка.

 


23.01.2016; 11:53
хиты: 102
рейтинг:0
Общественные науки
экономика
история экономики
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь