Русская правда
Экономическая мысль того периода отражала процесс развития экономики русской цивилизации. Древнейший русский законодательный памятник «Русская Правда» ХI-ХII вв. (экономические статьи) является кодексом феодального права, закрепляющим феодальные отношения. Это свод законов, касающихся имущественных отношений и ответственности за нарушение права феодальной собственности. «Русская Правда» защищала частную собственность феодалов, торговцев, ростовщиков
Вместе с тем «Русская Правда» проводила четкую грань между положением смердов и положением холопов. За убийство холопа и робы не платилось виры, как за убийство свободного человека, а возмещался убыток его хозяину: выплачивался урок.
В России не было рабства как системы. Хозяйственные отношения в Древней Руси ХI-ХII вв. строились на строго правовой основе, в рамках трудовой демократии сельских общин (вервей) и церковных приходов. Был и незначительный слой несвободных людей-холопов.
Главная экономическая мысль «Русской Правды» - стремление к обеспечению справедливой компенсации, вознаграждения за нанесенный ущерб в условиях самоуправляемых коллективов. Сама правда - это справедливость, осуществление которой гарантируется общиной и другими самоуправляемыми коллективами.
Главная функция «Русской Правды» - обеспечить справедливое решение хозяйственных проблем с точки зрения народной традиции, обеспечить равновесие между общинами и государством, осуществить регулирование организации и оплаты труда по выполнению общественных функций (сбор виры, строительство укреплений, дорог и мостов).
Домострой
“Домострой” выражает задачи натурального хозяйства,в нем излагаются правила ведения хозяйства, устанавливаются отношения господина со слугами, работниками, женой и членами семьи. Поскольку натуральное хозяйство было все же связано с рынком, то даются советы, когда и что покупать по более дешевым ценам, поощряются торговые сделки, рекомендуются записи доходов и расходов.
Современник Сильвестра священник Ермолай-Эразм пытался обратить внимание царя на экономическое положение крестьянства. В своем сочинении “Благохотящим царем правителница и землемерие” он советует царю осуществить систему важных мероприятий. направленных на решение актуальных задач: уменьшение и законодательное установление размера обязательств крестьян землевладельцам; изменение порядка обеспечения потребностей царя в денежных средствах; изменение в области ямских повинностей; реформа измерения земли; отмена системы кормлений; урегулирование воинской повинности. Эта работа — первый в России специальный экономико-политический трактат
Судебник
Далее происходило усложнение экономической реальности, что привело к изданию в 1497 г. Судебника. В нем определялось общественно-экономическое устройство России, формы государственного устройства — административная и централизованная, государственная политика в сфере финансов, торговли. Наиболее полно существующая в то время торговая система отражена в книге Афанасия Никитина «Хожение за три моря».
Новый Судебник, переработанный в 1550 г. при Иване Грозном, вводил новые формы и методы налогообложения, усиливал централизацию власти, в нем узаконено и поощрялось образование нового класса — дворянства.