(1792-1750) г. до н.э. В 1901 г. французы при раскопках г. Сузы (столица древнего Элама) нашли базальтовый столб высотой 2 м., законы были написаны Аккадским языком. Рисунок на столбе – Хаммурапи получает от Бога свиток -> ДВ законодатель обожествляет законы. Законы Хаммурапи состояли из Пролога, текста законов и Эпилога. В прологе излагаются цели и задачи древневосточного общества. Цель пролога – обосновать прочность и незыблемость царской власти. В прологе формулируется древневосточная государственность, внутренние и внешние функции государства, звучат особенности политико-правовой мысли древнего Вавилона. Основной темой пролога и эпилога является тема справедливости. Основная часть:1-5 статья, регламентируются процессуальные отношения(посвящены наказаниям за клятвопреступления и наговоры в суде, а также за незаконный пересмотр судебного решения).6-12(14) регулируются имущественные отношения и предусматривают ответственность ,за преступления против имущества (статьи о защите дворцовой, храмовой и частной собственности от воровства со следующими градациями: статьи о краже собственности (ст. 6—14), о продаже без свидетелей и заключения соответствующего договора (ст. 7)).127-194 брачно-семейные отношения.
195-214 посвящается охране личности (предусматривает наказание за преступление против личности). 215-276 определяют меру ответственности за ненадлежащие исполнение должностными лицами своих обязанностей. 277-282 регулируют правила покупки рабов и обращение с рабами. Черты законника:
1) Архаизм (отсутствует деление текста на статьи, на отрасли права, не развит понятийный аппарат.
2) Казуистичность (нормы права представляют собой конкретные судебные решения, наглядные и понятные для восприятия). В отдельных случаях обобщенные судебные решения.
3) Невысокий уровень правовой техники (казусы сформулированы в виде простых утверждений либо опровержений, которым предавался характер юридических фактов).
4) Прослеживается влияние религии, но оно не столь велико, как в других станах ДВ (четко проводится грань между греховным и преступным).
5) Влияние морали.
6) Символизм наказания (по принципу Талиона).
7) Формализм (достаточно было поклясться и это освобождало от ответственности).
8) Жестокость наказаний
9) Прослеживается некоторый либерализм в регулировании имущественных отношений и в регулировании брачно-семейных отношений.
15.