Политическая идеология - комплекс идей, система взглядов субъектов политики (личность, группа, класс, общество) на власть и государственное устройство, рационально-ценностная мотивация политической деятельности.
Функции идеологии: • ориентация общества путем внедрения в массовое сознание определенных представлений и идеалов; • стимулирование действий субъектов политики на реализацию предлагаемых целей и идеалов; • интегрирование общества на основе определенных интересов, целей, взглядов; • ослабление социальной напряженности в ситуациях, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и их удовлетворением. Уровни функционирования политических идеологий: • теоретико-концептуальный, на котором формулируются основные положения, выражающие интересы класса, слоя, нации, государства; • программно-политический, где идеалы и принципы переводятся в программы, требования, лозунги; • практический, характеризующий степень усвоения гражданами целей и принципов данной идеологии и меру их воплощения в тех или иных формах политического участия, в определенном типе политического поведения. Наиболее влиятельные идеологии - либерализм, консерватизм, марксизм, социал-демократизм, национализм, исламизм и фашизм. Либерализм — политическая идеология, ориентированная на обеспечение индивидуальной свободы как универсальной цели. Ее главные теоретические постулаты заложены в работах Дж. Локка, Ш. Монтескье, И. Канта, А. Смита, Дж. Милля, связывавших свободу личности с частным владением, предпринимательством и конкуренцией.
Основные принципы либерализма: • абсолютная ценность человеческой личности; • автономия индивидуальной воли; • неотчуждаемость прав человека на жизнь, свободу и собственность; • верховенство закона как инструмента социального контроля; • договорный характер отношений между государством и индивидом; • невмешательство государства как в частную жизнь граждан, так и в регулирование экономических отношений; • разделение властей на три основные ветви - законодательную, исполнительную и судебную; • признание оптимальным регулятором экономических отношений свободного рынка товаров, труда, услуг, капиталов. Для современного либерализма (неолиберализма) характерны: • осознание ограниченных возможностей рынка как единственного регулятора экономических и общественных отношений; • признание необходимости усиления регулирующей роли государства; • акцент на проблемах равенства и справедливости как условиях свободного развития каждого индивида и обеспечения социальной стабильности. Таким образом, основное различие неолиберализма и классического либерализма состоит в разном понимании общественной роли государства.
Консерватизм представляет собой осознанный, теоретически аргументированный традиционализм. Возник как реакция уходящих с исторической арены классов, в частности, аристократии на становление капитализма. Фундаментальные идеи консерватизма были сформулированы в работах Э. Берка, Ж. де Местра, Л. Бональда.
Неоконсерватизм оформился в 60—80-х годах XX века как синтез традиционного консерватизма, либерализма и технократизма. Его наиболее известные разновидности — рейганизм (в США) и тэтчеризм (в Великобритании). Неоконсерватизм отразил такие глубинные общественные процессы, как потребность экономики в ослаблении государственного регулирования и поощрении предпринимательской инициативы, в расширении сферы действия конкурентных рыночных начал. Марксизм возник в 40-х годах ХIХ века как идеология пролетариата, сформировавшегося вследствие промышленного переворота. Это - учение: о прогрессе как смене общественных формаций в результате роста производительных сил; о социалистической революции как способе перехода от старого к новому общественному строю, свободному от эксплуатации; о сломе буржуазной государственной машины и замене ее диктатурой пролетариата, отмирающей впоследствии; о построении коммунизма — безрыночного, бесклассового и безгосударственного общества с таким уровнем развития производительных сил, который обеспечивает возможность достижения всеобщего изобилия и распределения по потребностям.
Социал-демократизм возник на идейной почве марксизма в конце XIX — начале XX веков как реформистское течение наряду с революционным - ленинизмом. Его теоретические основы были заложены в работах Э. Бернштейна, К. Каутского, О. Бауэра, обосновавших тезис о способности капитализма к саморазвитию.
Основными принципами социал-демократизма являются: - отрицание революций как способа позитивных изменений ы экономической и политической жизни общества; - приверженность эволюционному способу перемен; • отношение к социальной справедливости как к общественному идеалу, который невозможно достигнуть, но к которому следует стремиться; • осознание демократии в качестве несовершенной, но наиболее перспективной формы общественного устройства, обеспечивающей согласование интересов различных социальных групп; • признание самоценности человеческой личности и необходимости защиты ее прав и свобод от государственных институтов; • стремление соединить социальную справедливость с эффективной рыночной экономикой.
Национализм предстал в качестве движения против иностранного вмешательства, движимого идеей самоуправления и национального самоограничения. В последние десятилетия идеология национализма проявлялась в разных ипостасях - в многочисленных популистских движениях во многих странах Европы, стремящихся консолидировать нации перед лицом «других», прежде всего иммигрантов; в требованиях установить автономию ряда регионов (Шотландия, Уэльс. Квебек) или обеспечить независимость (Баскония). Национализм принимал различные формы – как радикально-насильственные, так и относительно цивилизованные.
Исламизм – идеология, компонент массового сознания и политическая практика. Его ключевая проблема - определение мусульманской ниши в мировом развитии, построение оригинальной модели общественного уклада, которая зиждилась бы на принципах ислама.
Фашизм как общественное движение и идеология возник в обстановке глубокого социально-экономического кризиса двадцатых — тридцатых годов XX века, после поражения во Второй мировой войне реанимировался в форме неофашизма. Основные политико-идеологические постулаты фашизма. • общественная и личная жизнь подлежит жесткому контролю со стороны государства, представляющего высшие интересы нации; • вершина властной иерархии - вождь, наделенный сверхъестественными качествами, выразитель «духа нации» и ее исторической судьбы; • высшая ценность - собственная нация, которая превосходит другие народы и потому должна находиться в привилегированном положении.
Кроме главных идеологий современности значительное влияние на политическое сознание и поведение оказывают течения, отражающие проблематику формирующегося постиндустриального, информационного общества, - феминизм, экологизм, коммунитаризм и антиглобализм.
В настоящее время главный водораздел пролегает между идейными течениями, защищающими идеалы гуманизма и демократии, и доктринами, обосновывающими насилие и террор как приоритетные методы достижения политических целей. Соответственно эволюционируют и идеологические системы. С одной стороны сближаются политические доктрины либерализма, неоконсерватизма, социал-демократии, христианской демократии. С другой – консолидируются фашистские, экстремистские, шовинистические, расистские, фундаменталистские и прочие подобные течения.