Народные чтения в дореволюционном Санкт-Петербурге.
Способы просвещения разных социальных слоев Петербурга были различными, но столица Российской империи постоянно выступала и в этом отношении некой законодательницей мод. Именно с Петербургского лесного коммерческого училища, например, начинается включение образовательных экскурсий в учебный процесс. В 1910 г. здесь вышла книга «Школьные экскурсии», написанная группой преподавателей училища под редакцией Б. Е. Райкова.
Петербург оказался пионером и в организации отечественных народных домов — первым таким культурно-просветительным учреждением стал Лиговский народный дом, организованный на средства графини С. В. Паниной в 1903 г.15 Юридическая консультация и сберегательная касса, первая народная обсерватория и гимнастический зал, читальня и театральный зал, мастерские и прачечная, общедоступная столовая и передвижной музей учебных пособий — далеко не полный перечень предоставлявшихся бесплатно петербуржцам образовательных и досуговых возможностей. Среди преподавателей были лучшие ученые того времени; по подобию Дома стали создаваться учреждения в столице и по всей России (Народный дом Николая II, Народный дом-читальня им. Нобеля и пр.). Появлялись и народные университеты; весной 1906 г. в Петербурге Д. А. Дрилем было основано Общество народных университетов.
Традиции публичных чтений в Петербурге зарождаются еще в начале XIX в. В знаменитом Демутовом трактире французский писатель Эмиль Дюпре де Сен-Мор читал лекции о французском театре и литературе. Русским языком де СенМор не владел, и поэтому можно понять социальный состав его аудитории. Например, на цикл из двенадцати лекций Сен-Мора в 1820–1821 гг. записались А. И. Тургенев, Н. М. и Е. А.Карамзины, и Тургенев писал князю П. А. Вяземскому: «A propos: St-Maure на сих днях начинает свои 12 лекций, и я жалею о своих 100 рублях»16. Очевидно, литературные вечера с чтением наизусть французских произведений, их критический разбор, рассказы о французских писателях и артистах, попытка проанализировать причины упадка французского театра были для русской великосветской публики слишком хорошо знакомым предметом.
С 1870-х годов в Петербурге, а затем и в России начались народные чтения (тематические беседы, лекции, демонстрации «туманных картин»). Лекции Педагогического музея в Соляном городке посещало более 100 тыс. слушателей в год. В 1885 г. музей выпустил первый сборник народный чтений. Чтения сопровождались музыкальными выступлениями народных музыкальных классов — первой общедоступной музыкальной школой Петербурга. От «туманных картин» просветительство быстро шло к первым кинотеатрам — первая в России демонстрация «движущихся картин» состоялась 4 мая 1896 г. в саду «Аквариум» на Каменноостровском проспекте. В 1911 г. в Петербурге имелось уже 115, а в 1917 г. — 257 кинематографов.
Современные приемы популяризации научных данных.