Идейные предтечи популяризации науки.
Эпоха Просвещения — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие.
Стремление общества к светлому будущему, но чтобы достигнуть его нужно:
- Просвещение, воспитание
- Разум
- Просвещенный монах
В эпоху Просвещения происходил отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Впервые в истории был поставлен вопрос о практическом использовании достижений науки в интересах общественного развития.
Учёные нового типа стремились распространять знание, популяризировать его. Знание не должно быть больше исключительным владением некоторых посвящённых и привилегированных, а должно быть доступно всем и иметь практическую пользу. Оно становится предметом общественной коммуникации, общественных дискуссий. В них теперь могли принимать участие даже те, кто традиционно был исключён из учёбы — женщины.
Уже в XVIII веке делались попытки определения основного характера просвещения. Из этих попыток наиболее замечательная принадлежит Канту (Ответ на вопрос: что такое Просвещение?, 1784). Просвещение не есть замена одних догматических идей другими догматическими же идеями, а самостоятельное мышление. В этом смысле Кант противополагал просвещению просветительство и заявлял, что это просто свобода использовать свой собственный интеллект.
Общества по распространению научных знаний в Санкт-Петербурге-Ленинграде-Санкт-Петербурге.
Библиотеки открывали «общественно-политические организации, научные, религиозные, профсоюзные, сословные, благотворительные, просветительные, художественно-искусствоведческие, спортивные общества и клубы по интересам».
Культурно-просветительские общества вели серьезную издательскую работу. Например, Санкт-Петербургским комитетом грамотности еще в 1861 г. был издан Первый рекомендательный каталог книг для народного чтения. За последние 15 лет деятельности (1881–1895, закрыт в 1895 г. по решению правительства) Комитет издал 126 книг с общим тиражом около 2 млн. экземпляров — книги беллетристические (преимущественно русская классика), исторические, географические, естественнонаучные, сельскохозяйственные. Помимо научно-популярных журналов и газет в Петербурге выходило немало книг, приобщавших широкие массы к научному знанию: книжная продукция А. С. Суворина, М. О. Вольфа, М. М. Стасюлевича, Г. Д. Гоппе, книгоиздательства «Образование», Академии наук, Петербургского императорского университета и др. «История книжного дела неразрывно связана с историей Санкт-Петербурга», — справедливо утверждает крупный историк книги И. Е. Баренбаум. — «На берегах Невы работали известнейшие издатели, открывшие миру многие шедевры отечественной литературы» и, добавим, отечественного просветительства. Многообразие просветительских форм, практиковавшихся в столице Российской империи, сохранилось и после революции. Новаторские экспериментальные площадки Петрограда — Ленинграда — Санкт-Петербурга порождали новые формы популяризаторства. Так, Дом занимательной науки Ленинграда до сих пор остается непревзойденным в распространении знаний среди разновозрастной и разноуровневой по профессиональной подготовке аудитории. Хотелось бы надеяться, что традиции просвещения в городе на Неве не иссякнут.