пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» горбатов
» русская литература
» Методология и методы медиаисследований
» Морфология
» Зарубежная литература 19 век
» Синтаксис
» Зарубежная литература рубеж 19-20 веков
» Русская литература последняя треть 19 века
» Русская литература, начало 20 века
» Термины по курсу «Современный русский литературный язык. Синтаксис»
» стилистика
» Литературоведение
» Русская литература XX века (конец)
» Научная жизнь Санкт-Петербурга
» Аксиология
» Введение в методологию и историю науки
» Естествознание
» Громова
» Современные проблемы науки и журналистики
» методика
» Балашова

«Археология ценностей» как историко-филологический метод анализа журналистики.

Краткая мысль всего билета: история - это важно. Знания о прошлом могут помочь в настоящем и в будущем. Журналисты должны уподобится археологам. Сидоров пересказывает свою статью «О жизни и смерти: публицистика Великой Отечественной войны» 2005г.

 

Археология - наука, изучающая быт и культуру древних народов по сохранившимся вещественным памятникам. Аксиология - философское учение о природе социально-эстетических ценностей жизни и культуры, а также общая теория ценностей. Следственно, и их ценности! (Не достаточно прочитать книгу прошлой эпохи, важно понять, как мыслили эти герои).

 

Метол археологии ценностей - это особый метод изучения истории (придуманный Сидоровым), когда на основе каких-то частных исторических событий анализируются ценности людей, их мотивы, их нравственный выбор (как бы история + психология + философия).

 

Чем полезен метод архиологии ценностей

Метод архиологии ценностей позволяет сделать выводы о ценностях, важные как историкам, так и теоретикам журналистики. Именно подобное изучение позволяет на практике понять как работает моральный выбор человека в таких дихотомических парах как красота - безобразие, жизнь-смертьи т.д.

 

Для того, чтобы научиться действовать в настоящем и осмысленно строить будущее, человек должен научиться понимать свое собственное прошлое. Но в наше время происходит смена мировоззрения и появляется все больший разрыв настоящего с прошлым, когда все, что находится за передлами опыта ныне живущих воспринимается как что-то чужое, отдаленное. Это недопустимо! (пример: опрос телеканала «Дождь» «Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней», да еще и накануне 70-летия очыобождения Ленинграда).

 

Конечно, не ретрансляция ценностей, ни их переосмысление, ни, тем более, отвержение - ничто из этого не минует медиасреду, с ее обращенностью к массовому сознанию. Также изучению прошлого сильно препятствуют:

- необратимость времени

-аберрация памяти (просто ЗАБЫВЧИВОСТЬ)

-гибель материальных артефактов и свидетельств

 

Отражение ценностей в СМИ прочнее фактов

В отличие от фактов, которые могут отображаться с опозданием или, что уж скрывать, быть исковерканными намеренно, ценности времени, которую отражают СМИ, все равно не скрыть. На эти ценности опирались все публицисты. Сидоров также считает, что официальная идеология страны (например в СССР) тоже не может повлиять на ценности, так как они «вечны» и универсальны.

Ценность жизни и отношение к смерти в СМИ советских времен

Жизнь и смерть - не столько тематика военной публицистики той поры, сколько состояние духовности общества. В годы войны журналисты о многом мыслили в полярных категориях. Жизнь - что мы защищаем, ради чего гибнем. Смерть - что связано с немцами (ее принес враг, смерть ему и уготована). Поэтому гибель советского солдата носит характер героический или мученический (в российской культуре на это во многом повлияла религия). Например, военный пилот, падая с неба, не думает, что сейчас умрет, а думает, что он совершил подвиг. Еще писали «каждый убитый немец - это спасенная русская жизнь».

В своем большинстве философы отказываются выносить четкую оценку злу, безобразию, смерти (хотя это очень важно). Аксиофсера общества постоянно меняется под воздействием факторов: социальных, политических. По результатам исследований (Сидорова) смерть в двух проявлениях тоже может быть ценностью - смерть солдата во имя победы над фашизмом и смерть врага-нациста. Результаты подобных исследований (надеется Сидоров) заставит журналистов лучше изучать систему ценностей прошлых эпох, особенно в непростые периоды истории (например, Второй мировой войне).

 

Можно рассказать про манкуртов!

Нет ничего надежней и устойчивей, чем проверенные временем идеалы и ценности, берущие начало в истории культурного освоения мира человечеством, но при этом нет постоянных ценностей или, по крайней мере, неизменного их содержания. Сегодня, чтобы разобраться в мыслях и поступках пушкинских героев, надо понять как систему ценностей той эпохи, так и символику и содержание этих ценностей, уже во многом отличные от принятого в повседневности XXI века. Да что там пушкинская эпоха, если далеко не всё понимается в истории сравнительно недавней! Пушкинская реальность отдалилась на два столетия, и уже естественным выглядит несовпадение ценностных суждений «тогда» и «теперь», процесс естественный. А вот с тем, что сегодня немалые затруднения вызывает осознание ценностной мотивации поколения победителей в Великой Отечественной войне, разум мириться не хочет. Скажем, только разрывом в ценностном взаимопонимании поколений можно объяснить акцию сотрудников телеканала «Дождь», которые на сайте телеканала провели опрос «Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней». Сделано это было накануне 70-летия полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады. Позже руководство телеканала признало опрос ошибкой и принесло за него извинения. Журналистика, обращаясь к истории и современности, связывает «смысловые узелки», делая их достоянием социума, предметом анализа в публичном диалоге. Конечно, нет поставленных кем-то заданий журналистам по налаживанию смысловых связей, а есть объективное свойство журналистики откликаться на социальный заказ, связанный с обретением идентичности. «Природа человека такова, что он не может не идентифицировать себя с определенной культурой, традицией, с нечто таким, чем он гордится, что имеет собственный язык, собственную символику, то, что делает человека таким, каков он есть. Именно в национальной культуре человек ищет свое отражение. Особое значение приобрел труд археологов, раскрывающих в толще земли культурные слои истории человечества. Они находят фрагменты утвари, оружия, жилищ, письменных источников давно ушедших поколений, анализируют находки, интерпретируют их смысл в контексте уже известного. В философию своеобразное и неожиданное представление об археологии ввел Мишель Фуко. Он так и озаглавил свои наиболее известные работы – «Слова и вещи. Археология гуманитарных наук» и «Археология знания». Философ выразил желание понять историю как «условие возможностей», поэтому «речь идет не столько об истории в традиционном смысле слова, сколько о какой-то разновидности “археологии”». Допустимо заключить, что под пером Фуко археология вошла в умозрительное пространство философии в качестве метода изучения когда-то состоявшихся интеллектуальных дискурсов, а также приближения содержания этих дискурсов к нашему времени. Эта особенность археологии знания, если ее очистить от не имеющих здесь особого значения наслоений постмодернизма, позволяет и нам построить применительно к теории журналистики и массовых коммуникаций метод «археологии ценностей» – способ анализа медийного дискурса ушедшего времени. Подобно тому, как извлеченные археологами в раскопах черепки разбитой много веков назад посуды мало что говорят сами по себе, пока историк не «оживит» их связями и аналогиями известного, так и слово, взятое с газетной страницы, пожелтевшей от времени, мало в чем приблизит нас к неведомому. Не случайно М. Фуко утверждает, что «любое высказывание зависит от определенной закономерности, – следовательно, никакое высказывание не может рассматриваться просто как чистое творение или проявление чудесной неупорядоченности гения». Следовательно, тому, кто изучает медиасферу прошлого, надо найти те закономерности, которые позволят понять мировоззренческие универсалии минувшего. Для этого в сохранившихся источниках массовой информации необходимо провести своеобразные археологические раскопки – выборку духовных ценностей индивидов и общества в целом. В отличие от фактов, которые могли отражаться в газетах с опозданием или искажениями, духовные ценности находили свое выражение практически во всем газетном материале. Эти ценности соответствовали ценностной системе общественного сознания своего времени, на них опирались авторы газетных выступлений, в противном случае слово публициста могло пропасть втуне. Можно было в ценностной системе как-то иначе расставить акценты, скажем, в соответствии с господствующей идеологией, но преобразить / извратить ее до неузнаваемости было немыслимо. Таким образом, археология ценностей – эффективный метод теоретико-журналистского познания прошлого.


21.12.2019; 20:10
хиты: 267
рейтинг:+1
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь