Сформулированные Е. Н. Князевой и С. П. Курдюмовым принципы синергетики как новой методологии познания правомерно применить и к исследованию журналистского творчества, так как в условиях современного мира традиционное линейное мышление, одномерный подход к осмыслению такого феномена, каким являются СМИ (сложная открытая система), становятся принципиально недостаточными. Так, синергетический подход позволяет рассмотреть медиатекст, результат труда журналиста, как сложный объект, специфика функционирования которого определяется и состоянием речевой практики в конкретный период, и отношениями, возникающими между разными структурами в системе средств массовой коммуникации: электронные и печатные средства передачи информации, Интернет, сеть служб по связям с общественностью. Ориентация текста на массового потребителя предполагает использование данных, полученных в результате изучения всех типов массовой коммуникации: рекламы, комиксов, продукции масскульта. Кроме того, журналистские тексты, являясь частью текстов культуры, обнаруживают связь с художественной литературой, с типами творческого сознания, характерными для конкретной литературной эпохи. Такой методологический подход к журналистскому тексту соответствует уровню научных исследований в области СМИ. Методы, предлагаемые синергетикой, помогают «разглядеть» в разнообразии вторгнувшихся в журналистику структур, в собственных внутриструктурных изменениях динамику медиапродукции и сложный характер инновационных процессов в его поэтике.
На лекции:
Синергетика раскрывает закономерности и условия протекания лавинообразных процесс и процессов самостимулирующего роста:
- процессы, связанные с изменением общей ситуации и с резким расширением состава участников массовой коммуникации;
- организационные сообщения по моделям, отработанными в системе интернета;
- развертывание/свертывание новостного видеоряда при создании его печатного аналога;
- имитация «прямого эфира» в прессе и интерактивности;
- использование кейсов, макетов, досье, пресс-релиза, рекламы, видеоклипа и коллажа.