пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» горбатов
» русская литература
» Методология и методы медиаисследований
» Морфология
» Зарубежная литература 19 век
» Синтаксис
» Зарубежная литература рубеж 19-20 веков
» Русская литература последняя треть 19 века
» Русская литература, начало 20 века
» Термины по курсу «Современный русский литературный язык. Синтаксис»
» стилистика
» Литературоведение
» Русская литература XX века (конец)
» Научная жизнь Санкт-Петербурга
» Аксиология
» Введение в методологию и историю науки
» Естествознание
» Громова
» Современные проблемы науки и журналистики
» методика
» Балашова

Поэзия Б. Пастернака 1950-х годов: бытие как тайна; человек и природа; концепция творчества как постижение смысла жизни.

1 ВАРИАНТ ОТВЕТА

Первые стихи Б. Пастернака были опубликованы в 1913 году, но подлинную славу ему принес сборник "Сестра моя - жизнь" (1922). Поэзию "раннего" Пастернака отличает сложная ассоциативность мышления, музыкальность и метафоричность стиля, которые, в свою очередь, рождают непривычные, причудливые образы. Поэтическая речь "раннего" Пастернака зачастую сбивчива, сумбурна. Она похожа на речь чем - то потрясенного, захлебывающегося от волнения человека. Лирический порыв, предельная эмоциональная напряженность чувств − наиболее характерные черты, отличающие поэзию "раннего" Пастернака. В 30 - 50-е годы стиль Пастернака меняется. Поэт сознательно стремится к кристальной ясности и простоте. Однако, по его собственному выражению, это - "неслы­ханная простота", в которую впадают "как в ересь" ("Волны"). Она не предполагает общедоступности. Она неожиданна, антидогматична. В стихах Пастернака мир увиден как бы впервые, вне шаблонов и стереотипов. В результате привычное предстает под необычным углом зрения, повсед­невное обнаруживает свою значительность. Так, в стихотворении "Снег идет" в идущем за окном снеге поэту видится движение времени. А в стихотворении «Свадьба» (1953) обычная бытовая зарисовка ("Пересекши край двора, / Гости на гулянку / В дом невесты до утра / Перешли с тальянкой...") завершается глубоким философским выводом, в котором выражена идея памяти как залога бессмертия:

Жизнь ведь тоже только миг, только растворенье

Нас самих во всех других

Как бы им в даренье.

Таким образом, простота стиля "позднего" Пастернака сочетается с глубиной философского содержания его про­изведений. Об этом свидетельствуют многие стихи из его поэтических сборников и циклов: "На ранних поездах" (1936 - 1944), "Стихотворения Юрия Живаго" (1946 - 1953), "Когда разгуляется" (1956 - 1959). Позднее творчество Б. Пастернака тесно связано с ранним. В его лирике 40-50-х годов те же поэтические темы, что и в поэзии 10-20-х: природа, любовь, искусство и призвание художника: в ней же понимание родственной связи человека с окружающим его миром природы, тот же восторг бытия. И все же неко­торые свойственные Пастернаку особенности мировосприятия в его позднем творчестве проступают более отчетливо. Окружающий мир осознается поэтом, прежде всего, как мир Божий. Этим объясняется наличие религиозных мотивов, сюжетов и образов во многих его стихах: "Гамлет", "Август", "Рождественская звезда", "Рассвет", "Гефсиманский сад", "В больнице" и др. С этим связано и то благоговение перед чудом жизни, ощущение сокровенной ценности всего живого, которое столь ярко в его поздней лирике. Характерным примером тому может служить стихотворение "Когда разгу­ляется" (1956). В нем пейзажная зарисовка становится выражением философии жизни, размышлением о счастье существования, о чуде божественного присутствия в мире. "Простор земли" сравнивается поэтом с "внутренностью собора", а "зелень листьев" - с "живописью в цветном стекле", с "церковной росписью оконниц".  Человек − часть прекрасного, овеянного тайной божьего мира, и сознание этого дает ему ощущение счастья:

«Природа, мир, тайник вселенной,

Я службу долгую твою,

Объятый дрожью сокровенной,

В слезах от счастья отстою».

Герой стихотворения чувствует тайну бытия, которую не дано постичь живущим, но которую чувствует люди, отошедшие в вечность:

B церковной росписи оконниц

Так в вечность смотрят изнутри

В мерцающих венцах бессонниц

Святые, схимники, цари.

В этом стихотворении проявилось присущее поэтическому стилю Пастернака сочетание лирической проникновенности и живописной конкретности, пластичности. Поэт будто живописует словом картину, с первых же строк намечая ее композицию ("Большое озеро как блюдо, / За ним - скопленье облаков..."). Цветовая и световая палитры Пастернака красочны и многоцветны. "Белая груда" облаков, напоми­нающая горные ледники; проглядывающая "меж туч" синева неба; "зелень листьев"; разлитый по земле солнечный свет −все это призвано создать ощущение праздника природы и выразить счастье слияния с ней. Религиозные мотивы пронизывают и многие произведения цикла "Стихотворения Юрия Живаго". Так, в "Рассвете" (1947) выражена идея значимости заветов Христа в жизни поэта. Она заключена уже в самом названии стихотворения. Вера в Бога позволяет человеку преодолеть мрак жизни и возродиться духовно ("Всю ночь читал я твой завет / И как от обморока ожил"). Наступивший в душе поэта рассвет пробуждает в нем любовь к людям, остроту ощущения своей слитности с миром: "Со мною люди без имен,/ Деревья, дети, домоседы, / Я ими всеми побежден / И только в том моя победа"'. Подобно тому, как образы и сюжеты Евангелия строятся на соединении чуда и повседневности, так и в евангельских темах произведений Б. Пастернака, в том числе и в стихотворении "Рассвет", прозаичность деталей лишь подчеркивает высокий духовный и смысл происходящего. Творческая и гражданская позиции поэта определены в стихотворении "Гамлет" (1946), открывающем цикл "Сти­хотворения Юрия Живаго". Оно было написано вскоре после того, как Б. Пастернак перевел одноименную драму Шекспира. Трактовка образа Гамлета приобретает у него автобиографический смысл. Лирический герой стихотворения чувствует себя актером на сцене жизни среди всеобщего "сумрака ночи". В "Гамлете" выражена осознанная Пастер­наком неизбежность его нравственного противостояния власти лжи и мрака. Но решение это дается непросто: "Я один, все тонет в фарисействе. / Жизнь прожить - не поле перейти". Понимание Пастернаком призвания художника связано с христианской темой жертвы и самоотречения. Об этом свидетельствует включенная в текст стихотворения цитата из Евангелия («Если только можно, Aвва Отче, Чашу эту мимо пронеси»). Цитата из Евангелия позволяет соотнести стихотворение "Гамлет" с "Гефсиманским садом", венчающим цикл. Они объединены общей темой долга и осуществления высокого предназначения, неотвратимости крестного пути как залога бессмертия. Долг поэта заключается в спасении мира искусством. Видя предназначение поэта в служении высшему духовному началу, сознавая, что за свои деяния он несет ответ­ственность перед своей совестью и Богом, Пастернак в стихотворении "Ночь" (1956) называет поэта "вечности заложником", находящимся  «у времени в плену». Он срав­нивает его со звездой, с летчиком, парящим в ночном небе и оберегающем сон планеты. Подобно ему и художник не должен предаваться сну: "Не спи, не спи, работай, / Не прерывай труда, / Не спи, борись с дремотой, / Как летчик, как звезда". В "Ночи " можно наблюдать такую характерную особенность поэтической манеры Пастернака, как широкое использование просторечных выражений и устойчивых словосочетаний, которые часто на равных правах соседствуют с высокими космическими понятиями: "Идет без проволочек и тает ночь..." ; "Блуждают, сбившись в кучу, небесные тела... " и т.п. Поэзия, в представлении Пастернака, - эхо жизни, она "валяется в траве, под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы ее увидеть и подобрать с земли". Поэтому в его стихах нет деления образов на поэтичсские и непоэтические, так же, как нет жесткой грани между живой жизнью и произведением искусства. В стихотворении "Во всем мне хочется дойти до самой сути..." (1956) выражены столь свойственные Пастернаку открытость миру, чувство слитности с ним. Только при этом условии поэт может познать тайну жизни, дойти "во всём до самой сути", "до основания, до корней, до сердцевины". Только при этом условии и может состояться "живое чудо" рождения искусства. Герой в стихотворения Пастернака рефлексирует, анализирует,  ищет причины «всё время схватывая нить судеб, событий». Жизнь для героя стихотворения Пастернака− это постоянный поиск, движение, новые открытия. Также в этом стихотворении поэт сравнивает своё творчество с прекрасным садом:

«Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок».

Творчество поэта, как и сама жизнь, органично и тесно связано с природой:

«В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды».

В стихотворении «Быть знаменитым некрасиво...» (1956) Пастернак определяет цель творчества как " самоотдачу, а не шумиху, не успех". Поэтому художнику" быть знаменитым некрасиво", ибо знаменитым может быть только само творчество. Поэт должен "так жить, чтобы в конце концов / Привлечь к себе любовь пространства, / Услышать будущего зов". Суета, шумный успех у толпы - все это мнимые ценности. Тот, кто сознает себя "вечности заложником", чувствует ответственность, прежде всего перед будущим. Он - открыватель новых дорог. Окунаясь в неизвестность, художник творит новые миры. При этом ему важно сохранить себя как личность и " ни единой долькой / Не отступаться от лица, / Но быть живым, живым и только, / Живым и только до конца".

2 ВАРИАНТ ОТВЕТА

Философская лирика Пастернака и всё его творчество в целом на позднем этапе стремится к простоте, ассоциативному богатству, зримости образа, что во многом сближает Пастернака с пушкинской традицией. Поэзия Пастернака глубоко философична, через поэзию поэт стремится постичь смысл жизни, суть природы.

У него свое понимание мира и свой способ его выражения: экспрессивный, динамичный, метафоризованный. метафора у Пастернака не просто прием изобразительности. Она как бы восстанавливает единство мира в его целостности, демонстрирует взаимопроникновение предметов и явлений друг в друга. Взаимопроникающие образы и предметы — источник пастернаковской метафоры, восстановливающей единство материального и духовного мира (человека и мира).

Образ природы, слитость поэта с ней.

один из центральных образов всего творчества. воспринимает природу как живую, действующую личность. Живет в душе поэта и слита с ней воедино. человек обретает свою значимость только тогда, когда он находится в гармонии с окружающей природой и жизнью в целом. Мысль о единстве человека с природой, о слиянии с Вселенной представляет пастернаковскую концепцию жизни.

«Наша гроза»:  Гроза, как жрец, сожгла сирень.

«Никого не будет в доме»:

Но нежданно по портьере

Пробежит сомненья дрожь,-

Тишину шагами меря

«Июльская гроза»:

Гроза в воротах! на дворе!

…Она бежит по галерее.

По лестнице. И на крыльцо.

Ступень, ступень, ступень. — Повязку!

У всех пяти зеркал лицо

Грозы, с себя сорвавшей маску.

Бытие, человек и мир, жизнь, любовь.

Основная философская проблема - проблема бытия. для Пастернака мир существует - и все. Без всяких «почему» и «зачем»:

Не надо толковать,

Зачем так церемонно

Мареной и лимоном

Обрызнута листва.

(«Давай ронять слова»)

Поэзия его - выражение удивления и благоговения перед чудом жизни. Жизнь - непреходящее чудо, чья необыкновенность настолько велика, что способна исцелить любую боль. Нет деления жизни на возвышенное и низменное.

На свете нет тоски такой,

Которой снег бы не излечивал.

(«Январь 1919 года»)

О Господи, как совершенны

Дела твои, - думал больной,

-Постели, и люди, и стены,

Ночь смерти и город ночной.

Смысл жизни: жить, постигая законы этого мира - законы любви всего ко всему. Герой поэзии Пастернака принимает бытие таким, каково оно есть; совершенство, целесообразность его не вызывают сомнения. жизнь в этом мире кажется ему простой и не отягощенной премудростями.

Во всем мне хочется дойти

До самой сути:

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

Со мной, с моей свечою вровень

Миры расцветшие висят.

(«Как бронзовой золой жаровень...»)

Легко проснуться и прозреть,

Словесный сор из сердца вытрясть

И жить, не засоряясь впредь.

Все это - не большая хитрость.

(«Любить иных - тяжелый крест»)

Размышляя об основах бытия, Пастернак на первое место ставит любовь.

Любовь — не просто человеческое чувство, но принцип жизни, ее первооснова. Любовь имеет аналог и в мире природы — это всеобщая связь всех явлений и вещей. Именно любовь дает человеку возможность понять мир. Чувство любви роднит человека и мир:

«Зимняя ночь» - религиозная символика (скрещенья рук, скрещенья ног, судьбы скрещенья. Крылья, свеча)

«определение творчества»

И сады, и пруды, и ограды,

И кипящее белыми воплями

Мирозданье - лишь страсти разряды,

Человеческим сердцем накопленной.

Смерть не нарушает законов и течения жизни, она тоже есть часть бытия. Герой не испытывает страха перед небытием, ибо небытия не существует. Христианское понимание смерти – «Август».

«Уроки английского» - не трагический конец жизни, а ее новое открытие, озарение, освобождение от бремени «страстей человеческих».

Дав страсти с плеч отлечь, как рубищу,

Входили, с сердца замираньем,

В бассейн вселенной, стан свой любящий

Обдать и оглушить мирами.

(«Уроки английского»)

«Август»: квинтэссенция христианского понимания смерти. Описание комнаты и пейзажа. Смерть связана с праздником Преображения, она становится праздником. + яблочный спас –усиливается образ праздника. Творчество = чудотворство. Смерть как новая жизнь.

Превращение смерти в бессмертие – сквозной мотив сборника «На ранних поездах», тема формирует новое отношение поэта к философии художественного времени.

И вот, бессмертные на время,

Мы к лику сосен причтены

И от болей и эпидемий

И смерти освобождены.

или: Он перешел земли границы,

И будущность, как ширь небесная,

Уже бушует, а не снится,

Приблизившаяся чудесная

Тема искусства, герой-творец .

Поэзию рождает сочетание низкого и высокого, а задача гения свести все воедино. Цель творчества - самовыражение, самоотдача. Мир ждет труда художника так же, как поле - труда пахаря. Поэт должен выполнить свое предназначение на земле, несмотря ни на что. судьбой за него продуман распорядок действий, и он не имеет права отказаться играть свою роль. Это некий роковой фатализм философской лирики Пастернака, но фатализм счастливый, ибо он дан свыше.

поэт дает своей поэзии новое определение — поэзия-губка, которая впитывает мир целиком, чтобы потом, будучи выжатой, отдать его людям, открыть им его — в этом ее высокое предназначение, ведь только у поэта имеется особое, полное, первичное знание о мире. искусство - вечно, оно отражает жизнь с ее многоголосьем, с ее вековечными моральными ценностями.

«Быть знаменитым некрасиво»:

Цель творчества самоотдача,

А не шумиха, не успех.

…Но надо жить без самозванства,

Так жить, что бы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

«Определение поэзии»:

 Это - круто налившийся свист,

Это - щелканье сдавленных льдинок,

Это - ночь, леденящая лист,

Это - двух соловьев поединок.

Это – сладкий засохший горох,           Это – слезы вселенной в лопатках        

Одиночество и обостренное чувство ответственности за жизнь и за все окружающее. Проблема выбора. поэт задумывается над трагизмом положения Иисуса Христа, взявшего на себя ответственность за людские грехи. Б. Пастернака волнует трагедия человека, чувствующего личную ответственность за всемирное зло. Сходен с образом Христа у Б. Пастернака и образ Гамлета (Гамлет, актер, поэт, Доктор Живаго):

Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить - не поле перейти.

В сложном мироустройстве, полном лицемерия, человек всего лишь играет роль. Всё стихотворение пронизано ощущением трагизма. Уже в первых строках писатель строчкой “я ловлю в далеком отголоске, что случится на моем веку” определяет свое предчувствие судьбы, точнее, ее трагического финала: “неотвратим конец пути”. Символический образ чаши отсылает читателя к Евангелию, к эпизоду в Гефсиманском саду: «да минует меня чаша сия», после которого последует предательский поцелуй Иуды. Гамлет, герой стихотворения, готов что-то изменить в общем ходе вещей, но он не уверен в своих силах.

В стихотворении «Гефсиманский сад» показана жизнь человека как предательство. Ощущение предопределенности событий, невозможности что-либо изменить в финале прерывается проблесками надежды: «поплывут из темноты». Где искать высшей справедливости? В суде. Так, поэт обращается к вечности, которая рассудит, потому что сейчас невозможно что-либо изменить.

 


18.05.2018; 22:37
хиты: 133
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь