Несобственно-прямая речь – такая конструкция, при которой чужая речь тесно сливается с авторской речью. Это стилевой прием, помогающий раскрывать внутренний мир человека-героя. Автор как бы перевоплощается в своего героя, передавая от себя его мысли, внутреннюю речь.
Впервые этот прием был использован Пушкиным.
Полупрямая речь – особый стилистический прием, употребляющийся в художественной литературе. Это такая конструкция, которая строится как косвенная, но в придаточную часть вводятся элементы прямой речи: личные местоимения в 1 лице ед. или мн.ч., модальные слова, экспрессивно-оценочные слова, частицы. Полупрямая речь допустима только как специфический прием художественной речи. Во всех остальных случаях она рассматривается как речевая ошибка.
Признаки прямой речи в несобственно-прямой речи
Сохраняется живость прямой речи, что проявляется в передаче эмоционального настроя чужой речи. Могут сохраняться эмоционально-экспрессивные слова, оценочная лексика, модальные слова, междометия, частицы, повелительные формы наклонения глаголов, вопросительные предложения, лексико-фразеологические особенности говорящего, его синтаксические особенности, обращения.
Признаки косвенной речи в несобственно-прямой речи
Зам персонажем выступает автор текста, то есть высказывание передается не от имени персонажа, а от имени автора. Речь оформляется от 3 лица.
Цитата (от лат. cito - вызываю, привожу)- дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова.
Цитаты могут приводиться в форме прямой речи, но автор может включать цитату в свой текст в форме придаточного предложения: Ленин говорил: "Учится, учится и ещё раз учится!"; Ленин говорил что надо "учится, учится, и ещё раз учится!". Могут цитироваться отдельные слова, словосочетания; цитаты могут включаться в авторский текст как любая его часть. Цитаты из художественных произведений, высказывания и писателей, общественных деятелей приводятся не только для того, чтобы подтвердить или прояснить свою мысль, а и для того, чтобы выразить её ярче.
Цитаты обычно выделяются кавычками и могут быть оформлены как предложения с прямой речью.
Знаки препинания при цитатах:
- Цитата может быть оформлена как прямая речь. В этом случае она сопровождается словами автора, и ставятся соответствующие знаки препинания.
- При цитировании стихотворного текста, расположенного обособленно от авторского, после авторского текста ставится двоеточие, цитата пишется без кавычек так, как она оформляется в подлиннике.
- Если после стихотворной цитаты предложение продолжается, в конце стихотворной строки ставится либо тире либо (вместо точки в конце цитаты) запятая и тире.
- Если стихотворения цитата включается в авторский текст как чужая речь и пишется в строку, она заключается в кавычки.
- Если цитата включается в авторское предложение как его часть, она заключается в кавычки, но пишется со строчной буквы.
- Эпиграф обычно пишется без кавычек, при этом указание на источник в скобки не заключается и помещается на следующей строке.
Цитата всегда берётся в кавычки, но не всегда является прямой речью. Это может запутать несведущего.
1.Цитата является косвенной речью или другой органичной частью предложения. Такая цитата разбирается по составу наравне со словами автора, выделяется исключительно кавычками и пишется со строчной буквы.
Справедливо сказал Гоголь, что «в Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, гибкость и сила нашего языка» (Белинский).
Судьям хорошо известно, «кто есть ху», и обмануть их не удастся.
2.Иногда вся цитата целиком является членом предложения. Такая цитата также не является прямой речью. Она выделяется кавычками и заглавной буквой.
«Любовная лодка разбилась о быт» — этой поэтической строчке уже 80 лет.
(сравните: Поэтической строчке «Любовная лодка разбилась о быт» уже 80 лет.)