Важным рубежом в развитии филологии стали труды ряда немецких учёных конца 18 –середины 19 века. Дело в том, что Германия искала основы для сплочения народа. Этот поиск опирался на народный дух, народное творчество, разум, что неизбежно приводило к филологии. Именно в этот период были заложены черты современной филологии.
Этап филологии, начавшийся на рубеже 18-19 веков, получил название «новой филологии», а Вольф считается её основателем.
Фридрих Август Вольф – первый известный культурному человечеству студент, который при поступлении на учёбу в университет записал себя как «студент-филолог», то есть использовал приведённую формулу для обозначения профессии. По окончании университета он преподавал в гимназии, затем был профессором университетов в Галле и Берлине.
В процессе филологических занятий и преподавания Вольф пришёл к новому пониманию филологии как науки о древности. Это понятие у Вольфа относится к основному содержанию знаний и известий, которые нас знакомят с деяниями и судьбами, с политическим, учёным и домашним состоянием греков и римлян, с их культурой, с их языком и т.д.. Знакомят нас так, что мы в состоянии понять дошедшие до нас их произведения.
Он выделяет служебные науки:
1)грамматика – фактически это языкознание,
2)герменевтика – искусство раскрывать мысли автора,
3)филологическая критика – изучает время создания, подлинность и первоначальный вид памятников.
По Вольфу, филология – это совокупность наук и научных методов для изучения жизни и культуры любого народа, а также совокупность историко-филологических наук, изучающих Древнюю Грецию и Древний Рим (классическая филология в одном из толкований).
Идеи Вольфа получили развитие в трудах его современников ( А. Бёк, Ф. Шлейермахер – создатель герменевтики как науки о понимании).
Таким образом, вклад Вольфа в развитие филологии огромен. «Новая филология» обретает смысл своего существования: в центре филологии стоит проблема понимания; решению этой проблемы служат научные методы, которые могут быть применены при изучении любого народа. При этом сохраняется понимание филологии и как историко – филологического комплекса знаний о древних народах. В течение 19 века произойдёт размежевание филологии и истории.
Так началось превращение филологии как комплексного знания в филологию как комплекс наук и научных дисциплин.