Стих и проза
Б. Томашевский выделил два главных свойства, отличающих стих от прозы:
1) стиховая речь дробится на сопоставимые между собой единицы;
2) стих обладает внутренней мерой.
Есть свободная форма стиха, лишенная единого размера, обладающая только первым признаком стихотворной речи – разделенностью текста на ограниченные поэтом строчки – стихи (С. 277, 403). Это так называемый свободный стих – верлибр (vers libre). Единичные примеры свободного стиха встречались в русской поэзии в XIX веке, но верлибр развился в русской поэзии только в XX веке, хотя гораздо менее, чем в других языках, заметным стал в первой четверти XX века, почти исчез, возрождение в последние 2 – 3 десятилетия XX века (3 – С. 22, 4 – С.56, С. 95, 5 – С.117). Примеры в книге «Мысль, вооруженная рифмой».
Рифма и ее виды
Рифмой следует называть всякий звуковой повтор, выступающий в стихе в организующей функции. Рифма связана со звуковым окончанием стиха, с вопросом о приемах строфической композиции, к тому же она сближает одинаковым звучанием две различные звуковые единицы. Отсюда возможность изучения рифмы со смысловой точки зрения.
По характеру стиховых окончаний выделяют:
1)мужские – ночь, прочь, дочь;
2)женские – правил, заставил;
3)дактилические – матушка, батюшка; перьями, поверьями.
Рифмы с ударением на 4-м с конца слоге (гипердактилические) являются экзотическими, не характерными для русского языка (задумывается, вслушивается).
Исключительно женскими окончаниями пользуется польская поэзия.
В русской поэзии господствующий принцип – принцип чередования мужских и женских.
Рифма и строфа
По расположению строк:
1)рифмы смежные (аавв);
2)рифмы перекрестные (авав);
3)опоясывающие (авва).
Максимальное значение (у) между рифмами может быть различным, но редко превышает 2–3 стиха. Из поэтов XIX века большими рифмованными интервалами пользовался Ф.И. Тютчев:
Среди громов, среди огней,
Среди клокочущих страстей,
В стихийном пламенном раздоре,
Она с небес слетает к нам,
Небесная – к земным сынам
С лазурной ясностью во взоре,
И на бунтующее море
Льет примирительный елей.
Нагромождение рифм. Пример монотонии – Эдгар По «Амстердам», К. Бальмонт (5 рифм, а всего 26 стихов).
Внутренняя рифма: Струйки вьются, песни льются или:
Я загораюсь и горю,
Я порываюсь и парю.
Цезурная рифма. Но если два полустишия принять за два стиха, то речь пойдет о краевых рифмах.
Внутренние рифмы могут быть случайными и постоянными.
Случайные у Бальмонта: догорающий и тающий или: утонувшее – минувшее.
Кузмин: Сквозь высокую осоку
Серп серебряный блестит,
Ветерок, летя к востоку,
Вашей шалью шелестит.
В данном случае окончание рифмуется с внутренней частью слова.
Рифма как прием инструментовки часто используется в романтическом стиле:
В блестящих залах из коралла.
Это прием звукового воздействия в поэзии музыкального стиля:
А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви…
Рифма есть звуковой повтор, и с этой точки зрения рифмы подразделяются на точные и неточные. Точная рифма предполагает акустическое тождество всех звуков стиха, начиная с последнего ударного. Точные: воля-доля, крик-поник, закованный-очарованный. Графическое тождество не обязательно (слово-здорова).
Рифмы неточные:
Диссонансы (несовпадение гласных): дом-дым.
Ассонансы, т. е. несоответствие согласных, они встречаются гораздо чаще:
1)усечение (губ-берегу, лучи-приручить, утаить-свои, там-Христа, шаг-душа, мачт-трубач, стужи-кружев, гонит-кони);
2)замещение (богатырь-пыль, гром-стон, смерчь-смерть, месяц-невесел, пепел-светел).
3)выпадение (волк-он, гремит-винт);
4)перестановка (облако-около, прискорбно-подробно).
Рифмы бывают простые и составные (тоскуя-пойду я; кто ты-дремоты; камня-близка мне; намотано-бьет оно; Цезаря-на детском лице заря; мадьяр усы-ярусы).
Также рифмы бывают богатые и бедные. Богатая рифма – это та, в которой есть добавочный элемент по сравнению с рифмой достаточной (обычно это опорный согласный предударного слога). Бедная: рая-тая; богатая: стая-блистая; чертах-мечтах.
Термины ритмической организации стиха
Тонический стих – более или менее урегулированное чередование качественно неравноправных ударных и безударных слогов, при этом главенствующее значение принадлежит ударным.
Стопа – термин из античной метрики.
Uuu – трибрахий.
Анакруза – ритмический зачин.
Клаузула – ритмическое окончание.
Цезура – постоянный словораздел.
Трехсложные размеры с вариацией анакруз.
_′uuu _′uuu _′uuu (пеон первый и т.д.).
Акростих – начальные буквы составляют слово или фразу (имя автора или адресата).
Телестих – слово из последних букв.
Месостих – из середины. Характерен для античности, средневековья, барокко.