пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Концепция социал-демократии: Ф. Лассаль

1.Фердинанд Лассаль (1825—1864) — немецкий публи цист иполитик, адвокат.
Эпоха. Объединение Германии шло сверху, и Бисмарку мешала буржуазная оппозиция в рейхстаге. Поэтому он был согласен допустить туда рабочих, понимая, что в усло виях Германии всеобщее избирательное право не приведет к общенародному государству. Лассаль поддерживал поли тику объединения Германии «сверху» — под гегемонией Пруссии.
Биография. Родился в семье мещан. Учился в Лейпциг- ской торговой школе, в Бреславском и Берлинском универ ситетах, занимался филологией и философией.
В 1848—1849 гг. участвовал в демократическом движе нии Рейнской провинции; в начале 1860-х гг. примкнул к рабочему движению и стал одним из основателей рабочей партии — Всеобщего германского рабочего союза (1863). Был избран президентом этой партии. Погиб на дуэли.
Логическое основание политико-правового учения. Эн гельс называл Лассаля правоверным гегельянцем. Сам же Лассаль называл себя учеником Маркса: знал наизусть «Манифест коммунистической партии» и экономические труды Маркса и широко их пропагандировал в немецком рабочем движении. Был гениальным агитатором.
Основные работы: «Программа работников», «Наука и работники», «О сущности конституции», «Гласный ответ», «Система приобретенных прав».
Содержание политико-правового учения. Понимание государства. Лассаль считал государство воплощением об щественного интереса, только в государстве он видел путь спасения от всех социальных зол: «Государство — это уч реждение, в котором должна воплотиться вся добродетель человечества, цель государства — дать возможность чело вечеству процветать и прогрессивно развиваться, другими словами, назначение человека — добиться насаждения культуры, на какую только человеческий род способен. И рабочее сословие, и вообще низшие классы общества бла годаря беспомощности, в какой пребывало большинство их, обнаружили глубокий инстинкт, возлагая все свои на дежды на государство».

Современное буржуазное государство основано на иму щественном избирательном цензе и служит лишь «ночным сторожем», призванным охранять личную свободу индиви да и его собственность.
Государство будущего должно ставить перед собой еще исоциальные задачи.
Программа перехода к социализму. Лассаль предлагал осуществить социализм на основе существующего госу дарства. Если ввести всеобщее избирательное право, отме нив имущественный ценз, то государство станет «народ-ным» и будет служить всем и каждому. Тем самым будет реализована «государственная идея рабочего сословия».
Когда 98% неимущих пойдут голосовать, они будут спо собны изменить политику государства. Тем самым будет решенсоциальный вопрос:
— > через государственные субсидии и государственный кредит;
—> через учреждение производительных товариществ как в промышленности, так и в земледелии в таком объ еме, чтобы из них возникла социалистическая организация совокупного труда, которая постепенно вытеснит капита лизм. Рабочие в этих товариществах будут получать «пол ный трудовой доход».
Завоевание всеобщего избирательного права — вот путь к социализму. Был тайный договор Лассаля с Бисмарком: за поддержку рабочими политики Бисмарка канцлер обе щал ввести всеобщее избирательное право в Германии.
Интересно, что обе стороны выполнили свои обещания!
В отличие от политической программы Маркса, осно-ванной на концепции классовой борьбы и насильственной революции дня решения рабочего вопроса и построения со циализма, Лассаль возлагал надежды на существующее го сударство. Он выступал за мирный путь перехода к социа лизму (через легальную политическую борьбу за всеобщее избирательное право): «Поднятое мною знамя есть знамя демократии вообще. Я вызываю движение общее, демокра тическое, народное, а не классовое только».
Под влиянием идей Лассаля одна из рабочих партий, соз данных в Германии, взяла наименование «социал-демокра- тическая», включила в свою программу пункт о государ ственной помощи производственным товариществам и на звала свою газету «Народное государство».

Теория конституционализма. Лассаля волновала не только конкретная проблема решения рабочего вопроса, но и сугубо научные, теоретические проблемы конституцио нализма. В своей работе «О сущности конституции» Лас саль говорит о двух конституциях: действительной и пра вовой.
Конституция действительная представляет собой фак тическое соотношение сил в обществе: король — войско — дворянство — промышленники — банкиры — мелкая бур жуазия — рабочие. Именно эта действительная конститу ция определяет все законы и все правовые учреждения данного общества.
Конституция правовая представляет собой конститу цию писаную: «Упомянутые нами действительные отноше ния общественных сил записываются на бумагу, выража-ются письменно, будучи записанными, они перестают уже быть только фактическими соотношениями, и становятся правом или правовымиучреждениями, неповиновение ко торым наказывается».
Стабильность писаной конституции зависит от ее соот ветствия конституции действительной: «Что бы ни было написано на листе бумаги, не будет иметь никакой цены, пока не отвечает действительному положению вещей, ре альному соотношению между общественными силами». Лассаль приводит такой пример: если у вас в саду растет яблоня, а вы на нее повесили табличку с надписью «фиго вое дерево», то неужели ваша яблоня благодаря только этой надписи и в самом деле станет фиговым деревом?
Действительная конституция пробивается через писан ную конституцию с такой же необходимостью, какая зак лючается в законе тяготения.
Теория социального государства и теория конституцио-нализма Ф. Лассаля оказали огромное влияние на последу ющее развитие западной политико-правовой мысли.

Наиболее ярким теоретиком социальной демократии второй половины XIX в. был публицист и адвокат Фердинанд Лассалъ (1825— 1864). Его усилиями была создана в 1863 г. первая рабочая социалистическая партия "Всеобщий германский рабочий союз".

Талантливый агитатор и пропагандист, Лассаль называл себя учеником Маркса. Зная наизусть "Манифест коммунистической партии" и экономические труды Маркса, он так активно и широко пропагандировал его идеи в немецком рабочем движении, что после гибели Лассаля Маркс счел необходимым на первой же странице "Капитала" (1867 г.) заявить о своем авторстве идей, распространенных Лассалем.

Однако теория Лассаля и ее практические приложения, как там же писал Маркс, отличались от марксизма. Лассаль не хотел звать рабочий класс к насильственной коммунистической революции, он не верил в ее успех. Лассаль не желал повторения "ужасов июньских дней" (жестокого подавления восстания парижского пролетариата в 1848 г.), он стремился к тому, чтобы инициатива решения социального вопроса явилась результатом науки и согласия, "а не ненависти и дикой санкюлотской ярости".

Приверженец идей не только Маркса, но и Гегеля, Лассаль считал государство воплощением публичного интереса, противостоящего индивидуализму и социальному эгоизму. В книге "Программа работников" он писал, что нравственная природа государства, его истинное и возвышенное предназначение состоят в развитии рода человеческого по направлению к свободе. История человечества — это борьба с природой, нищетой, невежеством, бедностью, бессилием, неволей всякого рода. "Постепенное преодоление этого бессилия — вот развитие свободы, которое составляет история".

Организующим и объединяющим началом общества и его истории является государство, утверждал Лассаль. Однако в современном обществе государство не соответствует своей идеальной сущности, поскольку буржуазия подчиняет государство "грубой материи денег". При помощи имущественного ценза буржуазия превращает государство в своего слугу, охранника, "ночного сторожа".

Для освобождения от эгоистического господства буржуазии и восстановления подлинной идеальной сущности государства Лассаль считал необходимыми отмену имущественного ценза и завоевание всеобщего избирательного права. Это, подчеркивал Лассаль, "единственное средство улучшить материальное положение рабочего сословия".

Лассаль призывал все классы, особенно интеллигенцию, соединить усилия для того, чтобы с помощью государственных мер помочь нуждающимся классам, "улучшить положение рабочего класса при помощи собрания, избранного всеобщей подачей голосов". Он утверждал, что речь должна идти не об установлении политического господства "четвертого сословия" (т.е. рабочего класса), а "только о том, чтобы сделать идею четвертого сословия руководящей государственной идеей". Это означает, что государство, основанное на всеобщем избирательном праве, станет народным государством, помогающим рабочему классу освободиться от материальной нужды и капиталистической эксплуатации. Из государства — "ночного сторожа" оно превратится в "социальное государство", посредством неограниченного кредита помогающее рабочим создавать производственные товарищества.

По теории Лассаля, это единственно возможный путь к социализму; решение данной задачи — выражение подлинной сущности государства. "Если идея рабочего сословия станет господствующей идеей государства, — писал Лассаль, — то это только приведет в сознание и сделает сознательной целью общества то, что всегда было непознанной органической природой государства".

Лассаль призывал рабочий класс, интеллигенцию, все классы и сословия к легальной политической борьбе за всеобщее избирательное право — к митингам, петициям, демонстрациям. "Поднятое мною знамя есть знамя демократии вообще, — говорил Лассаль. -Я вызываю движение общее, демократическое, народное, а не классовое только".


22.01.2016; 19:50
хиты: 84
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь