пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Исправительно-трудовое право: эволюция в 1920-30 гг.

С принятием в 1924 году первого Исправительно-трудового кодекса РСФСР формируется самостоятельная отрасль права – исполнительно-трудовое право. Особенностью исправительно-трудового права являлось то, что ее нормы регулировали порядок и условия исполнения (отбывания) уголовных наказаний, связанных с применением мер исправительно-трудового воздействия.

Он подробно регламентировал вопросы организации режима прогрессивной системы и применения, дисциплинарных мер воздействия. В зависимости от особенности личности, социального положения, мотивов преступления, поведения, успехов в работе и обучении, а также в целях исключения вредного влияния отрицательно-настроенной части преступников на других заключенных, осужденные распределялись по разрядам.

1. «Учреждения для применения мер социальной защиты исправительного характера, которые делились на:
- дома заключения - для подследственных, приговоренных к лишению свободы до вступления приговора в законную силу и лишенных свободы на срок до 6 месяцев»3;

- исправительно-трудовые дома - для приговоренных к лишению свободы на срок свыше 6 месяцев;

- трудовые колонии - изоляторы специального назначения, для приговоренных к лишению свободы со строгой изоляцией классовых врагов. - переходные исправительно-трудовые дома - для заключенных, подлежащих переводу в полусвободный режим.

Согласно статье 101 ИТК РСФСР 1924 заключенные так же делились на три категории:

1. лица, подлежавшие лишению свободы со строгой изоляцией, которые не принадлежали к классу трудящихся и совершили преступления в силу "классовых привычек, взглядов или интересов", лица, которые принадлежали к трудящимся, но признавались особо опасными для республики, и лица, переведенные в порядке дисциплинарного взыскания;

2. профессиональные преступники, а также те заключенные, которые не принадлежали к классу трудящихся и совершили преступления вследствие своих "классовых привычек, взглядов и интересов

3. все остальные заключенные, которые направлялись в места лишения свободы с простой изоляцией..

Кодекс обобщил практику деятельности мест заключения за прошедшее после революции время и отразил изменение целей и задач исправительно-трудового права в новых условиях.

Исправительно-трудовое право впервые получило законодательное закрепление вопроса о профессионально-техническом обучении, а также воспитательные задачи и идеи исправления осужденных.
ИТК наделил распределительные комиссии правом самостоятельно решать вопросы о досрочном и условно-досрочном освобождении осужденных, изменил ее состав.

2.10 Исправительно-трудовое право

 

16 ноября 1924 г. вторая сессия ВЦИКа одиннадцатого созыва приняла Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, который законодательно закрепил единую систему мест заключения с различными ви­дами режима для содержания осужденных.

Статья 1 Кодекса определяла его задачи:

установление правил по осуществлению на территории РСФСР начал уголовной политики путем соответствующей организации

  • лишения свободы
  • и принуди­тельных работ без содержания под стражей.

Ставится цель - реформировать существующие исправительные учреждения в соответствии с потребностями общества, создав сеть

  • трудовых сельскохозяйст­венных, ремесленных и фабричных колоний
  • и переходных исправительно-трудовых домов

с различным режимом содержания, целью которых было общее и специальное предупреждение преступлений.

Труд заключенных должен использоваться хотя бы для частичного возмещения расходов на содержание на­званных заведений.

Труд считался обязательным для всех трудоспособных, причем хорошая работа поощрялась сокращением срока заключения или даже переводом на принудительный труд без содержания под стражей.

В советское время использование труда заключенных получило идеологическую окраску. Если раньше каторжный труд рассматривался как искупление греха или покаяние, то теперь он рассматри­вался как средство исправления преступника и возвращение в общество полноценных членов. В Кодек­се, таким образом, фактически впервые четко были сформулированы задачи и закреплена идея исправ­ления осужденных.

Согласно Кодексу, места заключения в Российской Федерации подразделялись на три вида:

1 Учреждения для применения мер социальной защиты исправительного характера, которые де­лились на:

  • дома заключения - для подследственных, приговоренных к лишению свободы до вступления приговора в законную силу и лишенных свободы на срок до 6 месяцев;
  • исправительно-трудовые дома - для приговоренных к лишению свободы на срок свыше 6 месяцев;
  • трудовые колонии (сельскохозяйственные, ремесленные и фабричные);
  • для приговоренных к лишению свободы без строгой изоляции на срок не свыше 5 лет, принадлежащих к трудящимся, совершивших преступление по несознательности и впервые, случайно или в силу тяжелых материальных условий, не склонных к побегу;
  • изоляторы специального назначения - для приговоренных к лишению свободы со строгой изоляцией классовых врагов, особо опасных преступников из числа трудящихся или переведенных из других колоний в порядке дисциплинарного взыскания;
  • переходные исправительно-трудовые дома - для заключенных, подлежащих переводу в полу свободный режим.

2  Учреждения для применения мер социальной защиты медико-педагогического характера, кото рые делились на:

  • трудовые дома - для приговоренных к лишению свободы несовершеннолетних правонарушите лей от 14 до 16 лет и подследственных;
  • трудовые дома - для лишенных свободы правонарушителей из рабоче-крестьянской молодежи в возрасте от 16 до 20 лет.

3  Учреждения для применения мер социальной защиты медицинского характера, которые делились на:

  • колонии - для психически неуравновешенных, туберкулезных и других больных заключенных;
  • институты психиатрической экспертизы,
  • больницы для заключенных, признанных подлежащими к помещению в одно из таких учреждений.

В связи с тем, что преступление считалось пережитком капитализма, преступники разделялись

  • на тех, которые привыкли пользоваться чужим трудом, сами не желая трудиться,
  • и на несознательных ра­бочих и крестьян, которые еще не могли понять, что они совершают противоправные поступки, идущие себе же во вред.

Следовательно, тех и других нужно было воспитывать и перевоспитывать и прежде всего трудом. Данный классовый принцип был положен в основу разделения осужденных преступников на категории.

Согласно статье 101 ИТК РСФСР 1924 г. заключенные так же делились на три категории.

  1. Лица, подлежавшие лишению свободы со строгой изоляцией, которые не принадлежали к классу трудящихся и совершили преступления в силу "классовых привычек, взглядов или интересов", лица, которые принадлежали к трудящимся, но признавались особо опасными для республики, и лица, переведенные в порядке дисциплинарного взыскания.
  2. Профессиональные преступники, а также те заключенные, которые не принадлежали к классу трудящихся и совершили преступления вследствие своих "классовых привычек, взглядов и интересов". Лица, отнесенные к этой категории, отбывали лишение свободы без строгой изоляции.
  3. Все остальные заключенные, которые направлялись в места лишения свободы с простой изоляцией.

По этому ИТК заключенные еще делились на следующие разряды:

  • начальный разряд - заключенные 1-й категории содержались не менее 1/2 срока наказания; заключенные 2-й категории - не менее 1/4 срока;
  • средний разряд - заключенные, переведенные из начального разряда, содержались 1/3 срока наказания, но не менее 6 месяцев;
  • высший разряд- содержались заключенные, переведенные из среднего разряда.

Кодекс обобщил практику деятельности мест заключения за прошедшее после революции время и отразил изменение целей и задач исправительно-трудовой политики в новых условиях.

В ИТК РСФСР 1924 г. впервые получил законодательное закрепление вопрос о профессионально-техническом обучении, а также воспитательные задачи и идеи исправления осужденных.

В местах лишения свободы организовывалось обучение заключенных, как общеобразовательное, так и профессиональное, с тем, чтобы, выйдя на свободу, человек мог спокойно устроиться на работу.

Обеспечивалась и охрана труда, причем инспектора труда, санитарные инспектора, технические ин­спектора должны требовать от администрации колонии немедленного исправления нарушений, сообщая одновременно о них прокурору.

Общеобразовательное обучение являлось и правом и обязанностью за­ключенных не только для ликвидации неграмотности и малограмотности, но и даже для получения зна­ний в объеме начальной школы. Кроме того, в колониях должна вестись культурно-воспитательная рабо­та, для чего создаются материальные условия.

Кодекс предусматривал широкую серию мероприятий по помощи отбывшим срок заключения:

  • ока­зание материальной помощи неимущим,
  • предоставление жилья и питания на льготных условиях в тече­ние определенного времени,
  • предоставление ссуд на приобретение рабочих инструментов,
  • обзаведение необходимыми предметами домашнего обихода и др.

Эти обязанности возлагались на Главное управле­ние местами заключения и его местные органы.

Центральным органом управления исправительными учреждениями выступает Главное управление местами заключения, созданное в 1922 г. в системе НКВД. ГУМЗ имеет свои местные органы и лишь несколько специальных лагерей подчинялось ВЧК, а потом ОГПУ.

Управление местами лишения свободы децентрализовалось на уровень губерний, где губернские органы принимают активное участие в жизни колоний, путем создания распорядительных комиссий. Теперь она состояла из

  • губернского инспектора мест заключения,
  • члена губернского суда,
  • представите­ля губернской РКИ,
  • члена губернского совета профсоюзов
  • и члена комитета помощи заключенным и освобожденным.

Состав распределительной комиссии утверждался губисполкомом, перед которым она периодически отчитывалась о своей деятельности.

На комиссии возлагается

  • распределение приговоренных к лишению свободы по местам заключения
  • и перевод их из одного исправительно-трудового учреждения в другое в пределах губернии,
  • ходатайст­во перед судом о продлении срока заключения в отношении несовершеннолетних заключенных, не об­наруживших достаточного исправления к концу отбытия ими срока назначенной судом меры социаль­ной защиты согласно ст. 56 Уголовного кодекса,
  • ходатайство перед соответствующими органами об от­мене или замене содержания под стражей тех трудящихся, в отношении которых, по мнению распоря­дительной комиссии, могут быть применены другие меры исправительно-трудо-вого воздействия или пресечения и. т.п.

При каждом месте заключения учреждалась наблюдательная комиссия в составе

  • начальника места заключения,
  • народного судьи, в районе которого находится данное место заключения,
  • и представителя бюро профессиональных союзов.

На комиссию возлагаются наблюдение за переводом и, в случае не­правильности, отмена перевода заключенных из одних разрядов в другие, предварительное обсуждение и представление в распорядительную комиссию по собранным о личности заключенных данным вопро­са о досрочном их освобождении, представление в распорядительную комиссию о переводе заключен­ных из одного исправительно-трудового учреждения в другое и иные важные обязанности.

В 1929 г. распорядительные комиссии были упразднены, а права наблюдательных комиссий вследствие этого расширены.

Общие принципы режима в местах лишения свободы были достаточно либеральными.

Например, допускались не только свидания, но и отпуска (ст. 20 ИТК и др.). Во всяком случае режим в местах за­ключения должен был быть лишен признаков мучительства.

Запрещалось применение таких мер воз­действия, как

  • кандалы,
  • наручники,
  • карцеры,
  • лишение пиши,
  • свидания заключенных с их посетителями через решетку.

В 1925 г. был принят ИТК Украины, построенный на тех же принципах, что и российский. Одновременно были введены в действие кодексы Грузии, Узбекистана и Азербайджана, в 1926 г. - Белоруссии, в 1928 - Туркмении.

В данный период, особенно в его начале, неоднократно проводились амнистии. В 1923 г. специаль­ной комиссией ВЦИК и ЦК РКП(б) было освобождено до 60 % заключенных.

В 1928 г. в стране числилось 213-217 тыс. лишенных свободы - примерно столько же, сколько бы­ло в царской России в 1913 г.

Таким образом, ИТК РСФСР оказался наиболее удачным и последовательным документом в общей массе кодифицированного материала нэповского периода. Классовая сущность и идеологическая заданность нового общества лишь отчасти нашли свое отражение в кодексе, который оказался более либе­ральным как по отношению к другим советским кодексам, так и к ранее существовавшему царскому законодательству, посвященному этой проблеме.

В целом в 1920-е годы был осуществлен второй этап кодификации советского права на основе социально-политических и экономических изменений в стране.

 


18.01.2016; 17:21
хиты: 101
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь