8 Период сословно-представительной монархии, который в свою очередь является периодом развитого феодализма, характеризуется одним из наиболее важных событий в этой сфере –полным закрепощением крестьян.Первым юридическим актом в направлении закрепощения крестьян явился Судебник 1497 г., которым разрешался переход крестьян от одного помещика к другому только в течение недели до и недели после осеннего Юрьева дня при условии уплаты пожилого. Эта плата была увеличена Судебником 1550 г. С 1581 г. вводятся «заповедные лета», в течение которых запрещался даже установленный переход крестьян. С конца XVI в. начали издаваться указы об «урочных летах», которые устанавливали сроки сыска и возвращения беглых крестьян (от 5 до 15 лет). И наконец окончательным актом процесса прикрепления крестьян к земле стало Соборное Уложение 1649 г., отменявшее «урочные лета» и устанавливающее бессрочность сыска.По Соборному Уложению 1649 г. крестьяне были окончательно прикреплены к земле зависимые от феодалов крестьяне становились их собственностью. Но затем крепостное право стало напоминать холопство, так как крестьяне стали прикрепляться не к земле, а к личности помещика, который получил право отчуждать своих крепостных крестьян путем продажи, закладывания, дарения и пр. К концу XVII в. помещики стали открыто продавать своих крестьян, хотя Соборным Уложением 1649 г. это было запрещено.
приклепление развивалось разными путями:
1)внеэкономическими
2)экономическими(кабальными)
в 15 в
было 2 категории крестьян
1старожильцы
2 новоприходцы
первые вели свое хозяство и в полном объеме несли повинности, составляя основу феодального хозяйства. Феодал стремился закрепить их за собой , предотвратить переход к другому хозяину.
вторые не могли полностью нести бремя повинностей и пользовались определенными льготами, получали займы и кредиты. Их зависисмость от хозяина была долговой, кабальной. По форме зависимости крестьянин мог быть половником(работать за половину урожая) или серебряником(работать за проценты)
Внеэкономическая зависимость в наиболее чистом виде проявлялась в институте холопства. Последний значительно видоизменился со времен Русской правды: ограничиватся источники холопства(отмена холопства по городскому ключничеству, запрещается холопить "детей боярских"), учащаются случаи отпуска холопов на волю. Закон отграничивал поступление в холопство(самопродажа, ключничество) от поступления в кабалу.
Развитие кабального холопства(в отличие от полного кабальный холоп не мог передаваться по завещанию, его дети не становились холопами) привело к уравниванию статуса холопов с крепостными.