пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Роль дыхания в процессе голосообразования . Различие физиологического и фонационного дыхания.

1.1 Функцию дыхания в голосообразовании преувеличить невозможно. Природа не снабдила человеческий организм специальным голосовым органом. Продуцирующая звук гортань представляет собой часть дыхательной системы. В филогенетическом развитии первейшей функцией является дыхательная, второй — защитная и лишь следующей — голосовая. Для осуществления всех трех функций работа гортани должна быть точно и тонко координирована. Под голосовым аппаратом следует понимать целый комплекс органов, принимающих участие в процессеголосообразования: гортань, глотка, носовая полость и ее придаточные пазухи, трахея, бронхи, легкие, диафрагма.

Патологическое состояние любого из этих органов может отрицательно повлиять на качество голоса.

Особое место в голосообразующей системе занимает диафрагма — вдыхательная мышца. Сокращение ее мышечных пучков ведет к уплощениюи снижению купола диафрагмы, увеличению объема грудной полости, расширению легких и заполнению их вдыхаемым воздухом. Органы брюшной полости при этом смещаются книзу. Хотя диафрагма типично вдыхательная мышца, она не остается пассивной и при выдохе.

Как известно, выдох обеспечивается работой поперечно-полосатых межреберных мышц и мышц брюшного пресса. Струи выходящего воздуха, сопровождающей обычное дыхание, оказывается недостаточно для фонаторного выдоха, когда требуется тончайшая регулировка подскладочного давления и объема пропускаемого между голосовыми складками потока. В момент речи на помощь приходит диафрагма вместе с гладкимимышцами трахеи и бронхов. Благодаря слабым вдыхательным движениям, которые происходят во время фонаторного выдоха, диафрагма корригирует силу подскладочного давления и объем пропускаемого через голосовую щель воздуха, обеспечивая тем самым извлечение разных по высоте и силе наиболее красивых звуков. Это дает основание относить ее к системе органов голосового аппарата.

Особенность дыхания состоит в том, что в состоянии покоя оно происходит непроизвольно, автоматически. Примером чисто произвольного акта может служить дыхание во время специальных исследований по команде «дышать, не дышать, вдохнуть и задержать вдох» и т. п. В речии пении мы также пользуемся произвольным дыханием, когда оно полностью подчинено задачам голосоведения. Например, недопустимо сделать вдох посередине слова, а иногда даже и фразы, т. е. на одном выдохе необходимо произносить единую синтагму.

В состоянии покоя вдох и выдох осуществляются через нос, и их продолжительность практически равна в среднем до 16—18 дыхательных движений в минуту. Характер дыхания при фонации существенно меняется: вдох осуществляется быстрее, а продолжительность выдоха увеличивается в 20, 30 и более раз, особенно при пении. Своеобразие фонационного дыхания выражается еще и в том, что вдох происходити через нос, и через рот, а выдох только через рот.

Различают три основных типа дыхания:

1) реберное (костальное), иногда его называют грудным;

2) брюшное (абдоминальное);

3) смешанное (костоабдоминальное).

В медицинской и педагогической литературе часто употребляется название «диафрагмальное дыхание» синонимически костоабдоминальному.Это не совсем оправдано, так как диафрагма всегда участвует в акте дыхания независимо от его типа.

Наиболее рациональным, продуктивным физиологи считают костоабдоминальное дыхание, при котором достигается большой объем воздухав легких (до 5 000 см3).

Признается целесообразным вырабатывать костоабдоминальное дыхание у людей, посвятивших себя голосоречевым профессиям. Длительные практические наблюдения показывают, что у людей преклонного возраста, обладающих хорошо сохранившимся «молодым» голосом, оказывается, как правило, костоабдоминальный тип дыхания.

Для полноценного голосообразования важно не количество воздуха, взятого на вдохе, а умение экономно произвести фонационный выдох, сформировать так называемую дыхательную «опору» — осознанное замедление выдоха. Опора характеризуется особой организацией выдыхательного процесса во время фонации, т. е. активным его торможением, выражающимся в произвольном препятствовании спадению стенок грудной клетки. Без опоры дыхания нет и опоры звука. Воспроизводимый при замедленном выдохе звук обладает способностью литьсяс достаточной силой и вместе с тем компактно.

На основе множества наблюдений Л. Б. Дмитриев (1968) пришел к выводу, что опертный звук голоса является следствием акустического сопротивления возвратного импеданса, возникающего из-за сужения входа в гортань при фонации: чем больше подскладочное давление, тем сильнее сопротивление. Оперный выдох придает голосу хорошие качества и предохраняет его от быстрого истощения.

Исследования Н. И. Жинкина (1958) показывают, что звук, возникая в гортани и проходя через глотку и ротовую полость, где приобретает форму гласного, теряет силу. Убывание его силы зависит от формы ротоглоточного канала при произнесении данного звука. Так, [а] формируется при узкой глотке и широкой ротовой полости, это наиболее громкий звук. На звуке [у] глотка расширена, а полость рта сужена; в таких условиях сила звука уменьшается. Все гласные обладают различной громкостью. Для того чтобы в речи это выравнивалось, включается механизм дыхания, который автоматически усиливает подскладочное давление для слабозвучащих звуков и уменьшает его при сильных.

Известно, что при произнесении коротких фраз объем выдыхаемого воздуха значительно меньше, чем при многословных. Поэтому разговорная речь для человека легче, чем чтение текста вслух, ораторское выступление, сценическая речь и пение. Управление дыханием, умение регулировать замедленный фонационный выдох достигается длительным опытом и выработкой большего его автоматизма специальными тренировками.

В логопедической практике давно известно, что речевая и голосовая патологии часто сопровождаются нарушениями дыхания. В этом смысле очень интересны исследования Э. К. Сийрде (1963). В эксперименте фиксировалась скорость учащенного дыхания в состоянии покояу заикающихся — в среднем 20,8 раза в минуту, у глухих — 18,4 раза, у людей, обладающих нормальной речью, — 17,8 раза и у певцов — 12,8 раза. Во время речи наиболее учащенным дыхание было у глухих — 20,1 раза в минуту, у заикающихся этот показатель составил 19,6, при нормальной речи — 14,6, у певцов — 10,1. Аналогичная тенденция прослеживалась и при исследовании продолжительности выдоха в покоеи при фонации. Самый короткий выдох в покое отмечался у заикающихся — 1,9 с, у людей с нормальной речью он длился 2,2 с, у глухих — 2,4 с, у певцов — 3,3 с. Во время речи продолжительность выдоха у заикающихся составила 2,8 с, у глухих — 2,9 с, у лиц с нормальной речью — 3,8 с, у певцов — 6,1 с. Эти данные свидетельствуют о том, что чем лучше человек владеет речью и голосом, тем оптимальнее у него показатели дыхания. На основании своих исследований Э. К. Сийрде делает вывод о том, что фонационное дыхание и дыхание в состоянии покоя функционально связаны.

Знаменитый итальянский тенор Э. Карузо говорил, что на умении набрать достаточное количество воздуха и умении правильно и экономно его использовать зиждется все искусство пения. Эта же мысль справедлива и для речевого голоса, который без хорошо поставленногои управляемого дыхания останется малопродуктивным.

1.2 Физиологическое дыхание непроизвольно. Основная его функция – это обеспечение газообмена в организме человека. Вдох и выдох мы осуществляем при помощи носа, они короткие  и равные по времени. Фаза физиологического дыхания – вдох-выдох-пауза.

Когда мы говорим, физиологического дыхания, с его коротким вдохом и выдохом, недостаточно. Особенно, если наша речь монологична. Для этого требуется больший  объем дыхания, умение его экономно расходовать и своевременно возобновлять, необходим и постоянный дыхательный запас.

При говорении вдох носом мы делаем только в самом начале речи или на значительных паузах. В основном же добор воздуха происходит через рот. Выдох так же осуществляется преимущественно через рот. Не случайно говорю о преимуществе ротового вдоха и выдоха, поскольку чисто ротовое дыхание просто не осуществимо. Ведь носовые отверстия  остаются открытыми и неизбежно пропускают через себя определенное количество воздуха.

При речевом дыхании выдох намного длиннее вдоха. Последовательность дыхания такова – короткий вдох - пауза  – длинный звуковой выдох. В этом и состоит основное отличие речевого дыхания от физиологического.

А сейчас отключитесь на мгновение от чтения и  попробуйте что-нибудь сказать на вдохе. Комфортно ли было вам?  Неудобства ощущаются по одной простой причине – не умеем мы членораздельно говорить на вдохе.

Все звуки нашей речи образуются на выдохе. И именно организация выдоха имеет важное и первостепенное значение для постановки правильного речевого дыхания. Обратите внимание, не выработка умения вдыхать максимальное количество воздуха, а наоборот – тренировка длинного выдоха и умения рационально расходовать запас воздуха во время говорения.


13.01.2016; 11:26
хиты: 211
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь