пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

История языка:
» История языка
I семестр:
» Литераура

19 вопрос: Проблематика и художественное своеобразие литературы Англии 2-ой половины XX века на примере анализа одного произведения (по выбору). Дж. Пристли «Опасный поворот», «Время и семья Конвей»; У. Голдинг «Повелитель мух», «Шпиль»; Г. Грин «Комедианты» и др.

Биографические сведения об Уильяме Голдинге необычайно скупы: он считал, что лучше всего о писателе говорят его книги. Окончил оксфордский университет, где изучал сначала естественные науки, а потом английскую филологию. До 1961 года, исключая военное время, преподавал в школе английский язык. В 1934 издал первый сборник стихов, о котором впоследствии отзывался, как о крайне неудачном опыте. В 1954 выходит роман «Повелитель мух», принесший автору громкую славу. Был задуман как пародия на героические робинзонады, в частности, на повесть Бэллантайна «Коралловый остров» (1858). В этой книге 4 английских мальчика после кораблекрушения попадают на остров и, как подобает настоящим сыновьям империи, стойко выдерживают все уготованные им испытания: побеждают пиратов, обращают в христианство туземцев, отучают их от людоедства. По словам Голдинг, когда он читал эту книгу со своими учениками, она раздражала его своим чрезмерным оптимизмом. В «Повелителе мух» группа английских подростков оказывается на необитаемом острове в результате авиакатастрофы. В начале романа они тоже пытаются «по-взрослому» организовать свою жизнь: устанавливают власть и порядок, сооружают укрытия, распределяют обязанности, договариваются поддерживать костер, который поможет спасателям их обнаружить. Однако очень скоро этот уклад рушится. На острове разгорается борьба за власть – часть мальчиков под предводительством честолюбивого и неуравновешенного Джека откалывается от «хранителей огня» и образует племя охотников. И вот уже защитники разумного порядка Ральф и Хрюша не могут объяснить, зачем этот порядок нужен. Первоначально установленная демократия оказывается слишком хрупкой. Вскоре охота на диких свиней из борьбы за пропитание превращается в охоту ради охоты, а затем и в ритуальное убийство. Потерянных и беззащитных детей охватывает страх, воплощением которого служит ими же самими выдуманный «зверь». Стремящийся к власти Джек умело использует этот страх: обещая вдоволь кормить детей мясом и защищать от «зверя», он по одному переманивает их в стан дикарей. Противостоять хаосу продолжают Хрюша, Ральф и философ Саймон. (Ральф и Джек – так же звали героев «Кораллового острова», только там они неразлучные друзья). Зримым выражением зла в романе становится облепленная мухами гниющая свиная голова, которую охотники приносят в жертву «зверю». В видЕнии перед эпилептическим припадком она является Саймону Повелителю Мух и открывает ему правду о мальчиках и о нем самом: «Но ты же знал, правда? Что я – часть тебя самого? Неотделимая часть! Что это из-за меня у вас ничего не получилось?». И далее: «Ты нам не нужен. Ты лишний…» Саймон обречен, ему, ведомому интуицией, открывается тайна «зверя». Обнаружив повисший на скале разлагающийся труп парашютиста (тень которого пугала детей), он хочет рассказать о своем открытии остальным. Но толпа, беснующаяся в дикарской пляске, не нуждается в истине. Саймона забивают насмерть: «Зверя бей! Глотку – режь! Выпусти – кровь! Зверя – прикончить!» Палки стукнули, подкова, хрустнув, снова сомкнулась вопящим кругом… Слов не было, и не было других движений – только рвущие когти и зубы». «Зверь», истинную природу которого предугадал Саймон («может, зверь этот и есть… может… это мы сами») вырывается наружу. Убийство Саймона – поворотный момент, после него ничего уже не сдерживает детей. Если Саймона убивают в экстазе ритуальной пляски, то Хрюшу уничтожают хладнокровно как врага. Следующей жертвой опьяненной страхом и вседозволенностью толпы должен стать Ральф. Его будут травить, как зверя, вооружась «палками, заостренными с обоих концов». Ральфа спасает английский морской офицер – военные с моря увидели дым на острове. Критики по-разному интерпретируют такую концовку: одни считают, что она пародирует хэппи-энд Бэллантайна, другие объясняют ее беспомощностью автора, не сумевшего иначе завершить трагическую историю. В любом случае главным итогом является не физическое спасение героя, а его духовное прозрение: «Из глаз у Ральфа брызнули слезы, его трясло от рыданий… Голос поднялся под черным дымом, застилавшим гибнущий остров. Заразившись от него, другие дети тоже зашлись от плача. И, стоя среди них, грязный, косматый, с неутертым носом, Ральф рыдал над прежней невинностью, над тем, как темна человеческая душа».

Критики определяют книги У.Г. как философские притчи. Почти в каждом его романе просматриваются как минимум два плана – непосредственно фабульный и аллегорический. При этом двусмысленность многих авторских решений, неожиданные финалы («трюки»), сложная метафоричность исключают однозначные трактовки романов, давая возможность для самых разных, порой взаимоисключающих трактовок. «Повелитель мух» - попытка прокрутить назад историю человеческой цивилизации. Полемика с традиционным «романом воспитания»: «Повелитель мух» - «роман антивоспитания». Формальное воспитание не помогает героям остаться людьми, потому что не подкреплено воспитанием духовным. Последнее сводилось к системе запретов и формальной религиозности, такое воспитание, по свидетельству У.Г., плохая защита от озверения, на путь которого первыми в романе встают юные певчие церковного хора. При отсутствии карающей взрослой руки нормы, державшиеся на запрете и принуждении, рушатся. В романе противопоставлены «сверкающий мир злого буйства» и «мир недоумевающего рассудка». Последний олицетворяет классическое образование, общественное устройство с его социальными механизмами, шкалой ценностей и системой поведения. «Мир недоумевающего рассудка» терпит поражение, так как изначально слабее животной природы человека. Гибнет персонифицирующий этот мир Хрюша – ходячее воплощение прагматического и самоуверенного рационализма. Чудом спасен Ральф, отстаивающий, сам того не ведая, идею равенства и самоценности отдельной личности. Разлетается на кусочки символ буржуазной демократии – раковина «Морской рог», материальный для мальчиков атрибут справедливости. Но содержание притчи не исчерпывается социально-историческим иносказанием: «В человеке больше зла, чем можно объяснить одним только давлением социальных механизмов, - вот главный урок, что преподнесла война моему поколению». Имя этому злу – животное, звериное начало в человеке. При этом человек в отличие от зверя – существо моральное, он способен опознать и подавить в себе животное. В этом и состоит основной пафос романа-притчи.

Двойственной природе человеческого духа, сложным путям постижения истины посвящен роман «Шпиль» (1964). Это, пожалуй, самая метафорическая и поэтическая книга У.Г. Между тем, каждая деталь здесь реалистически выверена. По замечанию одного из критиков, тому, кто прочитал книгу, кажется, что он участвовал в строительстве шпиля, осторожно протягивая балки сквозь дыру в своде, обтачивал и укладывал камни». Средневековому священнику Джослину в видении явлен шпиль над собором. Преисполненный ликования, ощутив себя «избранником Божьим», Джослин решает во что бы то ни стало воплотить этот замысел. Шпиль огромен, его возводят вопреки здравому смыслу: опоры собора, построенного на болотистой почве, не могут выдержать такую тяжесть. Из «замысла Божьего» шпиль превратился в «Джослиново безумство», а затем и в «Джослиново преступление». Фанатично одержимый своей идеей, Джослин не считается ни с какими жертвами. Он манипулирует людьми и не замечает, что богослужения в соборе прекратились. Их сменили скабрезные шутки и грязная брань мастеровых. Душа священника становится ареной борьбы ангела и дьявола, и он сам уже не может различить, чей голос нашептывает ему: «Ничего в мире не совершается без греха». И только когда цель достигнута и над собором вознесся шпиль, Джослина посещают сомнения: «Я считал, что совершаю великое дело, а оказалось, я лишь нес людям погибель и сеял ненависть». Раздавленный непомерностью выпавших на его долю испытаний, Джослин умирает. В распахнутое, залитое светом окно он видит свое создание. Шпиль, оплаченный человеческими жизнями, грехом и страданиями, поднимается из зловонной болотной жижи, соединяя землю и небо, являя собой символ устремленной к Богу погибшей души Джослина. Книга утверждает сложность человеческой натуры, сосуществование и причудливое совмещение в ней светлого и темного, высокого и низкого. Основная идея романа: в истории нет прямых дорог, развитие цивилизации оплачивается жертвами. Особая сложность интерпретации книги в том, что происходящее увидено преимущественно глазами Джослина, и трудно судить, в каких случаях автор солидарен с героем, а где придерживается иной точки зрения.

В 1983 году У.Г. присуждена Нобелевская премия по литературе «за романы, которые с ясностью реалистического искусства, сочетающегося с многообразием и универсальностью мифа, помогают постигнуть условия человеческого существования в современном мире».


23.06.2015; 18:06
хиты: 94
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь