пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Белобрыкина:
» диагностика
» группы риска
» группы риска2
8 семестр:
» профориентация
» Превентивная психология
7 семетр:
» мат.методы
» специальная психология
6 семестр:
» психология личности
» ювинальная юридическая психология
» ПДП
» Методологические основы психологии
5 семестр:
» педагогическая психология
» методика и технология работы социального педагога
» психодиагностика
» право социального обеспечения
» право.соц.об
I семестр:
» конституционное право
» общая психология
» оп
» английский язык

5. Анализ и интерпретации результатов, полученных в ходе использования проективных методик.

В рисуночны х тестах существует два рода показателей, которые являются  объектом внимания психолога и подлежат интерпретации: первые связаны с тем,  что нарисовано  – содержательные признаки рисунка, вторые  – с тем,  как нар и  совано,  – структурные и формальные признаки рис унка. При этом с течением  времени содержание рисунков может меняться, а способы рисования остаются  прежними. К. Маховер [ 16 ], анализируя рисунки одних и тех же людей, собра н  ные в течение определенного периода времени, заметила, что такие особенности  рисунк а, как размер, характер линий, расположение фигур на листе, менее по д  вержены изменениям, чем содержательные характеристики, такие как детали т е  ла, одежда, аксессуары и т.д. Это позволило ей сравнить рисунки пациентов, н а  блюдавшихся в течение нескольких лет , с отработанными личными подписями,  настолько они единообразны по характеру исполнения. Рисует человек большую  или маленькую фигуру, в каком месте листа он ее размещает, проводит он дли н  ные непрерывные линии или короткие, отрывистые, имеет ли эта фигура п ризн а  ки агрессивности, подвижна ли она, каковы основные пропорции тела, соблюд е  на ли симметрия, есть ли тенденция к незавершенности, стиранию нарисованн о  го, делается ли штриховка  – все это черты, которые повторяются в рисунках, а,  следовательно, мы можем п редположить, что именно они стабильно соотносятся  со структурой личности. Таким образом, существуют «универсальные» показатели, которые не зависят  от темы рисунка, но которые являются диагностичными с точки зрения личнос т  ных проявлений в рисунке. К ним отн осятся структурные и формальные призн а  ки рисунка:  расположение рисунка на листе бумаги, пропорции отдельных частей  р и сунка, его величи на, стиль раскрашивания, сила нажима  карандаша, стирание  рисунка и его от дельных частей, выделение отдельных  деталей и т.д . Далее они  б у дут описаны более подробно. Однако сразу следует обратить внимание на то,  что  ни один из описываемых ниже признаков, взятый в отрыве от остал ь  ных, не может служить основанием для окончательных выводов. Каждый из  них и н терпретируется по   разном у в зависимости от того, с какими проявлениями  он сочетается, иногда справедливы несколько интерпретаций одновременно,  иногда  – только одна из них. Качество линий (нажим) Нажим на карандаш позволяет судить об уровне  психомоторного тонуса, о б  щей активности, эмоциональной напряженности. Сила нажима отражается в  жирности линий.  Ровный, умеренный по силе, нажим указывает на гибкую и адаптивную ли ч  ность; уравновешенность, самообладание, склонность обдумывать свои дейс т  вия.  Сильный нажим трактуется как сильное  психическое напряжение, имеющее  выход через амбициозность или агрессивность с тенденцией к их проявлению;  настойчивость, проявления напористости, воли, тенденции к преодолению с о  противления; тревожность. Равномерный сильный нажим возможен при  ригидности , с клонности к з а  стреванию на тех или иных переживаниях.  Необычайно сильный нажим , когда карандаш рвет бумагу или оставляет сл е  ды на обратной стороне листа, является знаком большого  эмоционального н а  пряж е ния и высокого энергетического уровня, нередко сигнали зирует о высокой  конфликтности,  агрессивности. Иногда он служит проявлением острой  стресс о  вой реакции.  Слабый нажим может говорить о недостаточной уверенности в себе, робости,  боязливости, нерешительности, колебаниях, беззащитности, часто встречается у  па ссивных, застенчивых детей. Легкие, слабые, поверхностные, отрывистые л и  нии часто указывают на то, что человек испытывает дефицит доверия к самому  себе и дефицит самоуважения. Но иногда слабый нажим может быть свидетел ь  ством гибкости и подвижности мышления . В рисунках детей легкий нажим может отражать сдержанность, огранич е ния  в личностных проявлениях или низкий уровень энергетики. Очень слабый нажим нередко сигнализирует о снижении настроения, депре с  сивном состоянии.  Сильно варьирующий нажим , как правило, говорит о неустойчивости  псих о  моторного тонуса . Он встречается у детей с повышенной  эмоциональной л а  бильностью, частой сменой настроений, низкой  устойчивостью к стрессу.Нажим,  слабеющий в процессе рисования, может свидетельствовать о высокой утомля е  мости. Изменения нажима могут отражать относительную значимость для человека  изображаемых деталей или сюжетов: наиболее значимые детали выделяются б о  лее сильно. Усиление нажима может свидетельствовать о психологической н а  грузке, связанной с определенной проблема тикой (например, если оно прояв и  лось только в рисунке семьи, то это может быть показателем неблагополучия с е  мейной сферы). Вместе с тем, вариации нажима могут служить художественным  выразительным средством и свидетельствовать о том, что ребенок обучается р и  сованию. Тип линии Особенности линии могут свидетельствовать о таких особенностях как  тр е  вожность, импульсивность, характер самоконтроля. «Штриховая» линия выглядит как бы составленной из коротких кусочков.  Она идет не от одной значащей точки к другой, а  многократно «останавливается  по дороге». Это происходит из   за опасения попасть не туда, куда требуется. Пр о  водя линию, человек многократно прерывает действие, чтобы проверить и ско р  рект и ровать его результат. В итоге точность линий не повышается, а, напроти в,  понижается, так как такой  тревожный контроль нарушает нормальное выполн е  ние автоматизированных действий. Описанный вид линии свидетельствует о в ы  сокой  тревожности. Он характерен не для ситуативного повышения уровня тр е  воги, а для устойчивого постоянного ее повышения. Иногда похожая «кусочная»  линия встречается и при нарушениях  мелкой моторики. «Эскизная» линия : сначала проводятся тонкие (эскизные) линии, которые з а  тем наводятся жирной линией. Такая линия часто служит признаком повыше н  ной  тревожности , соп ровождаемой тенденцией к ее  компенсации . В этом случае  тревожность может не проявляться в повседневном поведении человека, но в  стре с совых ситуациях она неизбежно становится заметна. Если человек пытается  стирать и переделывать линии уже после того, как он и наведены, то это показ а  тель  неудачной компенсации тревоги. Иногда эскизная линия с последующим  навед е нием встречается также у детей, обучающихся рисованию. Множественность линий : вместо одной линии проводится несколько линий с  примерно одинаковым нажимом , так что непонятно, какая из них основная.  Множественность линий характерна для ситуативно обусловленного повышения  уровня  тревоги . Она часто наблюдается в состоянии  стресса ,  особенно у чувс т  вительных детей . В случае, когда множественные линии появляются  только на  отдельных рисунках, это свидетельствует о том, что соответствующая сфера  имеет для человека повышенную значимость: ассоциации, связанные с ней, в ы  зывают у него стрессовую реакцию. Вместе с тем, это одно из проявлений пон и  женной  у с тойчивости к стр ессу (поскольку стрессовая реакция возникает в ответ  не на реальное столкновение со стрессором, а на одно лишь воспоминание о  нем). Линии на рисунке не попадают в требуемую точку – это свидетельствует л и  бо о двигательных нарушениях, либо о сниженном уровне самоконтроля и выс о  кой  импульсивности (возможно, вследствие  органического поражения мозга). Линия, в целом идущая в правильном направлении, но не доведенная до конца , также часто служит проявлением повышенной  импульсивности . Однако в соч е  тании с ослабленн ым нажимом такая линия, скорее, говорит о повышенной и с  тощаемости, астении. Грубые искажения формы прямых линий , когда вместо прямой линии получ а  ется выпуклая, вогнутая или волнистая, встречаются при  органическом пораж е  нии мозга. Они нередки также при псих ическом заболевании. Размер рисунка Размер рисунка должен рассматриваться в соответствии с размером листа б у  маги. Ориентироваться можно на следующие приблизительные критерии: § увеличенный размер: рисунок занимает более 2/3 листа; § средний размер: рисунок за нимает от 1/3 до 2/3 листа; § уменьшенный размер: рисунок занимает менее 1/3 листа. Для рисунков дерева и многоэтажного дома верхняя граница более высока.  Об увеличении размера этих рисунков можно говорить только в том случае, к о  гда они занимают лист практич ески целиком (в высоту). Необычно большие рисунки  занимающие практически весь лист, характерны  для людей в состоянии  эмоционального возбуждения . Обычно оно связано с ре з  ким снижением  самоконтроля . Сверхкрупные, выходящие за край листа рисунки  часты в ситуа ции острой тревоги, в состоянии  стресса . Рисунки большого размера предполагают агрессивность, либо экспанси в  ность, стремление к самораспространению и грандиозные тенденции, выплеск и  вающийся вовне потенциал. Люди с чувством приниженности или неадекватн о  сти  могут также выполнять рисунки большого размера в результате действия  компенсаторного защитного механизма. Когда это имеет место, в рисунке обы ч  но можно обнаружить и другие признаки нал и чия конфликта и беззащитности.  Маленькие рисунки отражают чувство прин иженности, робости, беззащитн о  сти и неэффективности. Люди, которые рисуют маленькие фигурки, обычно  стесняются в проявлении своих чувств и имеют тенденцию к сдержанности и н е  которой заторможенности при взаимодействии с людьми. Уменьшение размера  р и сунков м ожет служить признаком снижения настроения и часто встречается  при  депрессивных состояниях. Оно может также свидетельствовать об общей з а  торможенности,  пассивности и о сниженной самооценке. Иногда уменьшение  размера бывает вызвано негативной установкой по  отношению к данному зад а  нию или к обследованию в целом. Резкие колебания размера рисунков говорят об  эмоциональной подвижности , склонности к частой смене настроений. Они характерны для  людей с чередов а  нием периодов повышенного и пониженного настроения. Рас положение рисунка на листе Размещение рисунков на листе может говорить о функции планирования и о  некоторых особенностях эмоционального состояния. Стандартным является ра с  положение рисунка более или менее в центре листа. Центральное положение рисунка на ли сте указывает на нормальную, чувс т  вующую себя безопасно и вполне благополучно личность. Особе н но, если при  этом на листе изображено еще несколько фигур, и они хорошо сбалансированы и  пропорци о нальны друг другу. Смещение вверх нередко рассматривается как пр изнак высокой самооценки  (истинной или компенсаторной). Расположение в верхней части листа может  также указывать на высокий уровень стремлений и активную фантазийную  жизнь, на чрезвычайный оптимизм, который часто не оправдан. В детских р и  сунках расположени е в верхней части листа, отражает высокий уровень дост и  жений и высокий уровень энергии. Смещение вниз – признак сниженной самооценки, чувства незащищенности,  негативного отношения к себе. Особенно это относится к рисунку человека. Расположение рисунка  в пр авой части листа указывается на то, что человек в  своем поведении в основном руководствуется принципом реальн о сти или на то,  что он искренне исповедует принцип «здесь и сейчас». Рисунок, расположенный  в правой части листа, может указывать на тенденцию к и н теллектуализированию  и иногда на сильное сдерживание чувств. Если рисунок расположен  в левой части листа , то это указывает на возмо ж  ное импульсивное поведение или стремление к немедленному, эмоциональному  удо в летворению потребности. Это также может указыва ть на фиксированность  н а прошлом или переживание оконч а ния определенного жизненного этапа.  Помещение рисунка на краю листа , так что большая часть листа остается  пустой, характерно для людей, испытывающих неуверенность в себе, потре б  ность в одобрении, подд ержке, боязнь самостоятельных решений, стремление  избегать нового опыта. Использование нижнего угла может указывать на потребность в поддержке,  связа н ную с чувством беззащитности и дефицитом самоуважения. Неудачное расположение рисунка на листе , так что не остается места для к а  кой   либо значимой части изображаемого объекта, говорит об  импульсивности, недостатках планирования. Иногда эти нарушения бывают вызваны состоянием  острой  тревоги, стресса. Упорядоченность рисунков Люди с хорошей психологической органи зацией обычно рисуют  целостные  картинки , в которых отдельные части пропорциональны и взаимосв я заны. Люди, находящиеся в депрессивном состоянии или люди с низким интелле к  туальным уровнем часто изображают  несвязанные фигуры или фигуры, связи  между к о торыми м инимальны. Люди, страдающие серьезными психическими расстройствами, (например,  такими как шизофрения) могут изображать на своих рисунках объекты в  бесп о  рядочной «базарной» манере , где фигуры расположены непривычно, нестандар т  но, необычно. В некоторых случа ях, упорядочивая рисунки, люди чертят  клеточки и нум е  руют элементы . Особенно когда их просят нарисовать несколько рисунков на  одном листе. Подобные способы упорядоченности материала демонстрируют  люди, которые испытывают затруднения в отношении контроля и  управления  собс т венной жизнью, они склонны излишне ориентироваться на авторитеты и  полагаться на внешнее руководство. Без внешней регламентации, внешних огр а  ничений они чувствуют беспокойство и невозможность в реализации своего п о  тенциала. Они демонстрирую т некоторую ригидность, педантичность в своих  отношен и ях с миром, а также дефицит внутреннего контроля, необходимого им  для того, чтобы получать удовлетворение от взаимодействия с окр у жением. Когда  лишь один из элементов рисунка «закапсулирован» , это выраж ает ж е  лание испытуемого как бы удалить конфликтную часть из своей жизни путем у с  тановления «стены» вокруг проблемы таким образом, чтобы предотвратить  дальнейшее столкновение с ней.  Симметрия в рисунке Излишняя симметрия в рисунках создает ощущение застоя, ригидности и  очень часто указывает на подавление спонтанных импульсов и эмоций, на и з  лишнее интеллектуализирование. Люди, которые рисуют подобные картинки,  часто характеризуются как эмоционально холодные, дистанцированные, исп ы  тывающие большое внутреннее  напряжение и стремящиеся выглядеть образц о  выми. Выраженная асимметрия указывает на то, что человек испытывает чувство  незащищенности, чувство дисбаланса, обладает слабым контролем, и его пов е  дение м о жет характеризоваться гиперактивностью и чрезмерной спонт анностью.  Стирание нарисованного Многочисленные стирания и исправления линий  – характернейший признак  повышенной  тревожности , неуверенности в себе и беспокойства. Он часто н а  блюдается при высоком  уровне притязаний и не соответствующей ему (сниже н  ной) само оценке, при сильном стремлении к совершенству. Если исправления  касаются лишь отдельных рисунков или деталей, то это говорит об особой зн а  чим о сти (и, чаще всего, о болезненности) соответствующей  жизненной сферы. Затертые места в рисунке указывают на то, чт о привлекает внимание испытуем о  го, за этим может скрываться область, которая является значимой или конфлик т  ной. Стирание в рисунках не такое уж редкое явление и может встречаться в р и  сунках хорошо адаптированных людей, но и им может быть свойственно некот о  рое беспокойство. В тех случаях, когда люди стирают некоторые линии с целью улучшить рис у  нок, это может указывать на гибкость человека, его стремление к порядку, а та к  же на его потребность в достижении. Как правило, в рисунках детей, у больных шизофренией  и больных с орган и  ческими поражениями стирания встречаются довольно редко.  Цвет в рисунке Если в вашем распоряжении имеются рисунки, сделанные в цвете, то полезно  оценить особенности его использования. Для этого в наибольшей степени по д  ходят рисунки, сдел анные цветными карандашами, но пригодны также рисунки,  сделанные фломастерами, пастелью или красками. Характер цветовой гаммы  может многое сказать об эмоциональном состоянии ребенка.  Благополучное эмоциональное состояние отражается  в использовании ярких ( но не чрезмерно резких)  разнообразных цветов , преимущественно  из теплой  части спектра (от красного до желто   зеленого). Преобладание холодных тонов – признак некоторого снижения настроения.  При более выраженном снижении настроения к холодным тонам (синему,  гол у  бому) часто присоединяется черный или коричневый. Использование темных тонов – значительно более серьезный признак сн и  жения настроения. Он может говорить о  депрессивном или  субдепрессивном с о  стоянии. Постоянное использование только темных тонов часто в стречается при  клинических формах  депрессии . В этом отношении особенно показательно соч е  тание черного цвета с коричневым и синим (или фиолетовым). Обедненная цветовая гамма ,  пониженная плотность и яркость цвета ,  и с  пользование простого карандаша , несмотря н а наличие цветных  – признак сн и  жения общего уровня активности. Он часто свидетельствует об  астении , осла б  ленности, истощении после пережитого  стресса .  Сближенные мягкие тона, тонкие градации оттенков  говорят о высокой  сензитивности (чувствительности) и ха рактерны для повышенного уровня  тр е  вожн о сти . Они часто встречаются у детей с недостаточной уверенностью в себе.  Такие тона более типичны для девочек; у мальчиков они могут служить призн а  ком же н ственного характера. Повышенная напряженность цвета , его  чрезме рная яркость ,  резкая контр а  стность используемых цветовых сочетаний,  преобладание ярко   красного или  темно   красного цвета характерны для состояния высокой  эмоциональной н а  пряженности . Как правило, она сигнализирует о ситуативно обусловленном п о  вышении уровня тревоги . Иногда чрезмерная яркость и контрастность рисунков  встречается при повышенной конфликтности,  агрессивности . Детали рисунка Степень тщательности, аккуратности и детализированности рисунков говорит  об отношении к заданию, уровне мотивации и самокон троля. Отклонения как в  ту, так и в другую сторону (как пониженная, так и повышенная тщательность)  могут свидетельствовать и о некоторых других личностных и эмоциональных  особенн о стях. Большое количество разнообразных деталей – узор на платье, бант, украш е  ния в рисунке человека, занавески и цветы на окнах в рисунке дома, цветы или  грибы, изображенные вокруг дерева и т.п.  – встречается при достаточно выр а  женной  демонстративности (потребности во внимании к себе, стремлении под е  литься своими переживаниями). Бо гатство разнообразных деталей характерно  также для людей с творческим (художественным) подходом к миру. Оно часто  г о ворит о мечтательности, склонности к фантазированию. Большое количество однотипных деталей,  повышенная тщательность в ы  полнения рисунков, (на пример, одинаковые листья на дереве, кирпичи при из о  бражении трубы) свидетельствует о склонности к монотонным однообразным  занятиям, о трудностях переключения с одной деятельности на другую. Подо б  ная «вязкость», склонность к застреванию часто встречается п ри высокой  риги д  ности, а  также при некоторых видах  органических поражений мозга. Особая тщательность, аккуратность и детализированность часто встречаются  при стремлении к совершенству, связанном с высоким  уровнем притязаний. Иногда в повышенной тщательнос ти отражается недостаточная уверенность в  себе, привычка к отрицательной оценке своих рисунков окружающими (родит е  лями, педагогами). Большое количество однообразных деталей встречается при высокой  трево ж  ности . Однако в этом случае они обычно вырисовываются менее тщательно; д е  тали, ранее рисовавшиеся аккуратно, постепенно становятся все более небре ж  ными. Низкая детализированность рисунков , их схематичность типична для состо я  ния сниженной активности. Недостаток деталей в рисунках может указывать как  на психос оматические проблемы, так и на депрессивное состояние, тенденции к  уходу от действительности. Иногда бедность деталей свидетельствует о чре з  мерно интеллектуалистическом подходе к миру, малой эмоциональности. Низкая  детализированность может говорить и о нег ативном отношении к занятию рис о  ванием или к обследованию в целом. Резкие колебания уровня тщательности и детализированности  могут гов о  рить о высокой эмоциональной значимости определенных тем и  жизненных  сфер, о сосредоточенности личности на этих сферах. О ни также часто являются  следс т вием неустойчивости  внимания, импульсивности . Нередко встречаются у  детей с повышенной  эмоциональной лабильностью, частой сменой настроений. Положительное отношение к какому   либо персонажу или какой   либо  жи з  ненной сфере проявл яется в увеличении числа деталей, их большем разнообр а  зии, отрицательное  – в бедности деталей, схематичности и нарочитой небрежн о  сти изображения. Появление большого числа однообразных деталей обычно г о  ворит о напряженном отношении к соответствующей жизненн ой сфере. Небрежность в выполнении рисунков часто встречается при низкой мотив а  ции. Она может служить показателем негативного отношения к психологическ о  му обследованию или лично к человеку, осуществляющему диагностику. Иногда  в этом отражается общий  негати визм (например, подростковый. Небрежность  характерна также для  гиперактивности , двигательной расторможенности. Она  встречается при  импульсивности ,  сниженном уровне  самоконтроля и при нар у  шениях  внимания . Впечатление небрежности может создаваться также нару ш е  ниями  мелкой моторики . Акцентирование деталей в рисунках Определенными знаками, которые указывают на повышенное внимание к о п  ределенному образу или его части, могут быть: подчеркивание, стирание, более  сильный или слабый нажим, использование цвета или не бре ж ная, или необычная  подача. Такого рода акцентирование внутри одного рисунка отражает наличие псих о  логического конфликта или беспокойства, возможно, соматические проблемы  или б о лезни, локализованные в определенной части тела. Прозрачность в рисунке Когд а человеческое тело изображается прозрачным с просвечивающими  внутренними органами, за этим обычно скрываются соматические и психические  ра с стройства. Если прозрачной рисуется одежда человека, возможно, имеют место вуайер и  стические или эксгибиционистские т енденции у взрослых людей, а также пр о  блемы сексуальной идентичности, что можно конкретизировать по деталям р и  сунка. В отличие от рисунков взрослых людей, в детских рисунках объекты часто  изображаются прозрачными. Искажения и пропуск деталей в рисунках Ког да в рисунке много искажений, или он представляет собой хаос, нагром о  ждение деталей, то это отражает нарушение представления человека о реальн о  сти, что может быть связано с психотическими расстройствами. Отсутствие существенных деталей изображений может вс тречаться как в ха о  тичных, так и в хорошо интегрированных рисунках. В последнем случае отсутствующие существенные детали могут указывать на  область конфликта и быть следствием вытеснения как защитного механизма  психики. Экспозиция рисунка Рисунок, представ ленный как бы в проекции «взгляд снизу», отражает чувства  отвержения, несчастливости, приниженности. Тенденции к уходу от реальности,  желание оградить свои контакты с людьми, устанавливать лишь один интерпе р  сональный контакт (контакт с одним человеком) хар актерны для такого типа л ю  дей. Рисунки, представленные как «взгляд сверху», отражают чувства превосхо д  ства, возможно, возникающие как компенсация скрытых чувств неадекватности  или внутренних конфликтов. Очень удаленные, дистанцированные рисунки отражают чу вства недоступн о  сти и стремление к «уходу» из ситуации. Это может иметь место, когда какая   то  определенная ситуация не может быть эффективно разрешена или когда человек  отрицает определенную область своей жи з ни. Рисунки, представленные в близкой проекции ,  отражают чувство теплоты в  контактах и психологической доступности. Тени, штриховка в рисунках Заштриховки, тени в рисунках, сделанных простым карандашом, обозначают  беспокойство, тревожность. Часто именно  заштрихованная область рисунка  указывает на опреде ленный аспект в жизни человека, который имеет особую  знач и мость для человека, несет с собой конфликт и тревогу.  Когда  заштрихован весь рисунок , беспокойство может быть «свободно пл а  вающим», то есть не связанным с какой   либо конкретной областью.  Важным по казателем является тщательность и аккуратность штриховки. Небрежная размашистая штриховка , иногда выходящая за контур рисунка,  типична для ситуативного повышения уровня  тревоги . Особенно показательна  штриховка с нарастающей амплитудой движений (от мелких ш трихов ребенок  постепенно переходит к длинным, размашистым).  Особо небрежная штриховка иногда служит признаком  импульсивности, г и  перактивности. Тщательная, подчеркнуто аккуратная штриховка говорит о склонности к з а  стреванию на определенных однотипных дейс твиях, которое может быть следс т  вием повышенной тревожности. Подобная штриховка особенно типична при с о  четании  тревожности с  ригидным типом личности. Штриховка с сильным нажимом , иногда скрывающая отдельные ранее нар и  сованные детали (например, детали одежд ы в рисунке человека), характерна для  состояния острой  тревоги,  высокой  эмоциональной напряженности . В остальном  она интерпретируется так же, как и вообще особо сильный нажим на карандаш. Некоторые авторы указывают на то, что полное отсутствие штриховки и  з а  тенения в рисунке может также указывать на личностные нарушения. В опред е  ленной степени затенения встречаются в рисунках хорошо адаптированных л ю  дей. Линия основания в рисунках Прорисовки линии основания в рисунках типичны для людей, которые исп ы  тывают ч увства нестабильности и пытаются достичь чувства безопасности п о  средством создания твердого фундамента. Толщина и интенсивность прорисовки  л и нии основания соответствует степени испытываемых чувств.  Наблюдение за ходом рисования Поведение испытуемого, его  манера взаимодействовать с экспериментатором  дает очень ценную информацию. После того, как дана инстру к ция, люди часто  могут испытывать неуверенность по поводу того, как выполнять задание и п ы  таются справиться со своим беспокойством разли ч ными способами. И ногда следуют вопросы: «А что еще должно быть на рисунке?» или «Нужно  нарисовать дом, дерево и человека какого   то определенного типа?».  Иногда люди говорят, что они вообще не умеют рисовать. Такой тип реа к ции  встречается у тех, кто сомневается в своих худ ожественных способностях.  В некоторых случаях следует подбодрить человека, однако при этом не сл е  дует выходить за рамки инструкции к заданию. Очень важно фиксировать все поведенческие реакции испытуемого. Люди,  которые испытывают потребность в одобрении и ли трудности в выполнении н е  структурированных задании, часто задают много вопросов. Люди, которые чу в  ствуют незащищенность и не уверены в своей компетентности, как правило,  склонны извиняться за то, что их рисунок получился недостаточно хор о шим.  Излишняя  торопливость, когда рисунок выполняется менее чем за одну мин у  ту, может быть связана с сопротивлением, со стремлением к защитным реакц и  ям, слабым контролем внутренних импульсов. В случаях, когда рисунок выпо л  няется очень долго, за этим скрывается ригидност ь, навязчивость, стремление к  изли ш ней детализации или выраженная сильная потребность в поддержке. Очень важно наблюдать и фиксировать последовательность изображения  объектов на рисунке, например, в тесте «Рисунок семьи». В зависимости от де й  ствия защитных психологических механизмов ключевые фигуры, которые выз ы  вают у испытуемого наибольшее беспокойство, могут изображаться либо перв ы  ми, либо последними. При изображении часто наибольшее внимание уделяется  проблемной фигуре. Кроме того, имеют место и дополнит ельные знаки бесп о  койства, которые связаны с этой фигурой и проявляются в различных частях р и  сунка. Таким образом, перечисленные общие особенности рисунков, не относящиеся к  содержанию изображений  – нажим на карандаш, стиль линий, размер рисунков и  т.п.,  – могут помочь психологу в понимании многих особенностей личности, по ним  можно судить об уровне тревожности, общей активности или пассивности и т.п.  Однако следует еще раз обратить внимание на то, что сконструированный  список признаков не может быть испол ьзован механически для постановки «д и  агноза».  При интрепретации графических признаков следует прежде всего  раскрывать внутренние взаимосвязи особенностей рисунка, выявлять ко м  плексы признаков. Выделение отдельных деталей анализа рисунка не может  заменить с обой целостное познание личности человека, а, следовательно, не  является адекватным способом использования проективных рисуночных  методов диагностики. Целостный подход к интерпретации рисунков предполагает также учет зн а  ний о возрастнных особенностях рисун ков.  Прежде чем говорить о возможности  использования рисунка в диагностических целях, необходимо понять, как фо р  мируется рисунок в онтогенезе, какие особенности графических изображений  характерны для рисунков детей разного возраста. Анализ рисунка без учет а во з  растных особенностей не позволяет качественно проинтерпретировать его как с  точки зр е ния сформированности изображения (собственно графики), так и тем  более с точки зрения его проективной тра к товки  

 

6.


11.09.2018; 21:54
хиты: 298
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь