Мышлением называется процесс отражения в сознании человека связей и отношений между предметами или явлениями действительности.
Мышление позволяет проникнуть в сущность явлений только одним путем — через отражение тех связей и отношений, которые имеются у данного явления с другими явлениями. Это отражение связей и отношений не может осуществиться, если мы не отрешимся от конкретных особенностей предмета и не станем мыслить его в самом общем виде. В мышлении конкретный образ единичного предмета (данный дуб, данная береза) отходит на задний план. Мы мыслим теперь уже дерево вообще, которое может быть и дубом, и березой, и деревом любой другой породы.
Таким образом, мысль о каком-либо предмете приводит одновременно к двум последствиям: мы начинаем
- отражать это явление в его сущности, т. е. в его взаимосвязях и взаимообусловленности с другими явлениями и
2) мыслить это явление вообще, а не в какой-либо данной конкретной его форме.
Традиционные в психологической науке определения мышления обычно фиксируют два его существенных признака: обобщенность и опосредствованность.
Т.е. мышление есть процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории. Суть мышления - в выполнении некоторых когнитивных операций с образами во внутренней картине мира. Эти операции позволяют строить и достраивать меняющуюся модель мира.
Специфичность мышления заключаются в том, что:
1. мышление дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования;
2. лишь в мышлении возможно познание становящегося, изменяющегося, развивающегося мира;
3. мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, планировать практическую деятельность.Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:
а) носит опосредствованный характер;
б) всегда протекает с опорой на имеющиеся знания;
в) исходит из живого созерцания, но не сводится к нему;
г) в нем происходит отражение связей и отношений в словесной форме;
д) связано с практической деятельностью человека.