Общее понятие об ощущении. Общее место и роль познавательных психических процессов в жизни человека. Ощущение как чувственное отображение отдельных свойств предметов. Физиологические механизмы ощущения. Понятие об анализаторах. Рефлекторный характер анализатора. Учения об ощущении. Закон о «специфической» энергии И. Мюллера. Концепция «знаков» Г. Гельмгольца. Теория солипсизма. Ощущение как продукт исторического развития человека.
Ощущение —психический процесс отражения отдельных элементарных свойств действительности, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.
Различают ощущения:
а) внешние – зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, т.е. те ощущения, рецепторы которых – глаза, уши, кожа и пр. – находятся на поверхности тела;
б) внутренние – ощущения голода, жажды, тошноты, изжоги и др.; их рецепция – желудок, кишечник и пр. – находится в нашем организме;
в) двигательные – это ощущения движения и положения тела в пространстве.
Для того чтобы развить в себе те или иные ощущения, необходимые вам по роду деятельности, следует учитывать закономерности ощущений.
1. Чувствительность – способность организма реагировать на сравнительно слабые или незначительно отличающиеся друг от друга воздействия (изменение звука, яркости света, оттенки цветов).
2. Адаптация – изменение порога чувствительности под влиянием действующего раздражителя. Так, запах остро ощущается только в первые минуты, затем мы перестаем его ощущать, адаптируемся к нему (запах духов).
3. Контраст ощущений – изменение чувствительности под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя: после соленой воды обычная питьевая вода ощущается сладковатой, одна и та же фигура на белом фоне кажется темнее, на черном – светлее. Закономерности цветового контраста учитываются при оформлении интерьеров, в торговой рекламе, в работе дизайнеров и модельеров.
Развитие ощущений зависит от требований, которые предъявляет жизнь, деятельность человека. При отсутствии дефектов в строении анализаторов тренировкой можно добиться развития чрезвычайной тонкости ощущений. Некоторые работники текстильной промышленности могут различать до 40 и даже 60 оттенков черного цвета, школьники лишь 2-3 оттенка.
На основе ощущений строится познавательный процесс более высокого уровня, получивший название восприятие.
Классификация ощущений:
Классификация Вундта
В. Вундт предлагал группировать ощущения в зависимости от свойств вызывающих их раздражителей, среди которых он выделял механические, физические и химические свойства (например, зрительные и слуховые ощущения относятся к разряду «физических», поскольку вызываются физическими явлениями — электромагнитными колебаниями и звуковыми волнами; обоняние и вкус — «химические» ощущения и т. д.). Этот вариант классификации не получил широкого распространения.
Классификация Шеррингтона
Ч. Шеррингтон выделил три основных класса ощущений, основываясь на локализации (по месту расположения) рецепторов:
Экстероцептивные ощущения, источником которых являются рецепторы, расположенные на поверхности тела. Они дают образы внешнего мира.
Интероцептивные ощущения. Рецепторы находятся во внутренних органах. Они сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма (ощущения голода, жажды, боли и т. п.).
Проприоцептивные ощущения. Рецепторы расположены в мышцах, связках и сухожилиях. Проприоцептивные ощущения играют важнейшую роль в регуляции движений, а также дают информацию о положении в пространстве тела и его частей.
Также Ч. Шеррингтон разделил экстероцептивные ощущения на контактные и дистантные[3]. Первые вызываются приложением воздействия непосредственно к поверхности тела, а вторые возникают, когда раздражитель действует с некоторой дистанции (обоняние, слух, зрение).
Классификация Хэда
Г. Хэд делил ощущения по их происхождению:
Протопатическая чувствительность, более ранняя по происхождению и примитивная, тесно связана с эмоциями, далека от мышления, она менее дифференцированная и локализованная. Относящиеся к ней ощущения трудно разделять на категории и обозначать словами, описывать[3].
Эпикритическая чувствительность выше по уровню, возникает позже и обладает, по сути, противоположными характеристиками: связь с мышлением, отдаленность от эмоциональных состояний, большая дифференцированность, категориальные названия для ощущений (красный, синий цвет, а не «запах мяты» или «запах сосны»), четкая локализация[3].
В работе едва ли не каждого органа чувств есть элементы как протопатической, так и эпикритической чувствительности, хотя их соотношение неодинаково.