пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» Уголовное. Билеты
» Арбитражное процесс экзамен
» Гражданское право
» Уголовное.Вопросы
» Трудовое право
» ИППУ
» Финансовое право
» ГПП
» УП особенная часть экзамен
» Земельное право экзамен
» Раскладка билетов гражданское ч2
» Гражданское право ч.2 ответы
» Криминалистика вопросы-ответы
» Криминалистика билеты
» Гражданское право ч3,4.
» раскладка гражданское ч.3,4.
» УПП ответы
» раскладка упп
» МП раскладка
» МЧП
» МЧП вроде билеты
» МП - ответы
» Экологическое право
» Экологическое раскладка
» ТГП ГОСЫ
» ТГП ГОСЫ ч. 2 с 89
» ГП гос ч1 1-56
» ГП гос ч.2 . 57-90
» ГП ч.3. с 91 - 120

Понятие, объекты и субъекты авторских прав. Соавторство и его виды. Служебные произведения. Производные, составные произведения.

А́вторское пра́во — в объективном смысле — институт гражданского права, регулирующий правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях.

     Виды объектов авторского права.

Охраняемые законом произведения различаются по объективной форме, способам их воспроизведе­ния, степени самостоятельности, видам использования и целому ряду других оснований.

Прежде всего объекты делятся на произведения науки, литературы и искусства.

Произведениями науки являются любые произ­ведения, основное содержание которых состоит в выработке и си­стематизации объективных данных о действительности, включая произведения научной литературы.

Произведениями литературы признаются художественные произведения, выраженные в словес­ной форме. К произведениям искусства относятся все остальные произведения художественного творчества, включая произведения архитектуры, живописи, графики, скульптуры, декоративно-при­кладного искусства, музыки, кино, театра и т.д.

В законе дается примерный перечень объектов науки, литературы и искусства:

· литературные произведения (включая программы для ЭВМ);

· драматические, музыкально-драматические, сценарные, музыкальные, хореографические произведения и пантомимы;

· аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слай­ды, диафильмы и другие кино- и телепроизведения), состоящие из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопро­вождением или без сопровождения их звуком) и предназначенные для зрительного и слухового восприятия с помощью соответствующих тех­нических устройств,

· произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искус­ства;

· произведения декоративно-прикладного и сценографического искус­ства (под произведением декоративно-прикладного искусства пони­мается двухмерное или трехмерное произведение искусства, пере­несенное на предметы практического использования, включая про­изведение художественного промысла или произведение, изготовля­емое промышленным способом);

· произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

· фотографические произведения и произведения, полученные спосо­бами, аналогичными фотографии;

· географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и плас­тические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам

Каждый из перечисленных объектов может быть классифицирован по многочисленным подвидам или разно­видностям — по их внешним формам, жанрам, сферам приме­нения.

Произведения подразделяются на оригинальные и произ­водные.Оригинальным является такое произведение, все основные ох­раняемые элементы которого созданы самим автором. Производные (или зависимые) произведения ор­ганически связаны с оригинальными и служат обычно их новой внешней формой. К ним относятся переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, ин­сценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства. Обязательным условием возникновения авторских прав на производное произведение является соблюдение его создателем прав автора произведения, подвергшегося переводу, переделке, аранжировке или другой переработке. Как правило, закон требует, чтобы с автором оригинального произведения был заключен дого­вор на использование его труда для создания на его основе другого творческого произведения.

Помимо производных произведений к объектам авторского права также относятся сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составныепроизведения, представляющие со­бой результат творческого труда по подбору или расположению материалов.

Произведения делятся на обнаро­дованные и необнародованные, а также на опубликованные и неопуб­ликованные. Авторским правом охраняются и те и другие произведения. Однако если необнародованные про­изведения неприкосновенны и ни при каких условиях не могут быть использованы без согласия их авторов, то обнародованные произведения в исключительных, прямо предусмотренных зако­ном случаях могут быть использованы заинтересованными лицами без согласия авторов.

Обнародованием признается осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного испол­нения, передачи в эфир или иным способом. Произведе­ние считается обнародованным с момента, когда оно стало потен­циально доступным для сведения неопределенного круга лиц, не­зависимо от числа лиц, реально воспринимавших это произведение.

Понятие «обнародование» характеризуется следующими ос­новными моментами (признаками):

1) это действия, которые впервые делают произведение доступным для всеобщего сведения. В этой связи обнародовать произведение, по общему правилу, можно только один раз, если только автор не воспользовался сво­им правом на отзыв уже обнародованного произведения, а затем вновь сделал свое произведение доступным для публики.

2) обнародование возможно только с согласия автора или его правопреемников. Поэтому, если произведение обнародовано помимо воли автора, оно с юридической точки зрения сохраняет режим необнародо­ванного произведения, а его автор может воспрепятствовать его свободному использованию, требовать изъятия экземпляров про­изведения из обращения и т.п.

3) произведение может быть обнародовано любым способом, который делает его доступным для публики. Для обнародования произведения вполне достаточно од­ного экземпляра произведения, например когда картина помеще­на на выставке, показана по телевидению и т.п.

4) не требуется, чтобы произведение было не­пременно фактически доведено до сведения третьих лиц; важно лишь, чтобы для знакомства с произведением была создана реаль­ная возможностьНапример, диссертация на соискание ученой степени, которая в соответствии с установленными требованиями помещается в библиотеке до защиты, будет считаться обнародованной, даже если никто, кроме офици­альных оппонентов, с ней фактически не ознакомился.

5) обнародованием признается создание возможности ознакомиться с произведением для неопределенного круга лиц.

Произведения, не являющиеся объектами авторского права.

К числу объек­тов, не охраняемых авторским правом, относятся прежде всего те из них, которые не обладают хотя бы одним из признаков произ­ведения науки, литературы и искусства. К такого рода результатам относятся, в частности, телефонные справочники, расписания движения, адресные книги и т. п. при условии, что со­ставителем не применена оригинальная схема изложения справоч­ных данных.

Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

Не являются объектами авторских прав:

1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Субъектами авторского права являются создатели произведе­нийнауки, литературы и искусства, их правопреемники или рабо­тодатели и другие лица,приобретающие по закону или договору исключительные авторские права. Субъектами авторского права могут быть российские граждане, иностранцы, лица без гражданства, их наследники.

В качестве субъектов авторского права могут выступать как физические, так и юридические лица.К числу последних обычно относятся издатели газет, журналов и некоторых других состав­ных произведений, изготовители аудиовизуальных произведений и работодатели авторов служебных произведений. Однако авторами произведений признаются лишь физические лица. Юр. лица могут приобретать определенные авторские права лишь в порядке правопреемства -— на основании закона или дого­вора.

Авторское право на произведение возникает у его создателя в силу самого факта создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требует­ся регистрации,иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей. В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя

После присоединения СССР в 1973 г. к Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. на всех печатных изданиях (книгах, журналах, конвертах грампластинок и т.п.) стал проставляться знак охраны авторского права, состоящий из трех элементов:

· латинской буквы «С» в окружности: ©; Буква «С» является начальной буквой английского слова «copyright» («авторское право»).

· имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;

· года первого опубликования произведения.

Знак охраны авторского права служит информаци­онным целям и его помещение имеет факультативный характер.Применение знака охраны зави­сит от усмотрения обладателя исключительных авторских прав. Правовой охраной в равной степени будут пользоваться как про­изведения, на которых проставлен знак охраны, так и произведе­ния без такого знака.

В авторском праве существует презумпция авторства:при отсутствии доказа­тельств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре (копии) произведе­ния. Данная презумпция распространяется и на случаи создания произведения несколькими авторами, т. е. соавторами.

Основными субъектами авторского права являются авторы произведений. Авторами признаются лица, творческим трудом ко­торых создано произведение. Автором произведения может быть любое физическое лицо независимо от возраста, гражданства и со­стояния дееспособности. За малолетних и полностью недееспособных граждан авторские права осуществля­ют их родители и опекуны. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет распоряжаются своими авторскими правами самостоя­тельно.

Произведения иностранных авторов и лиц без гражданства ох­раняются при условии, что они:

а) либо обнародованы на территории РФ или находятся в РФ в какой-либо объективной форме;

б) либо пользуются охраной в соответствии с международными договорами РФ.

Помимо авторов субъектами авторского права могут выступать

· соавторы,

· составители,

· авторы производных произведений,

· правопреемники и иные лица.

Соавторство.

Авторское право на произведение, созданное со­вместным творческим трудом двух и более лиц, принадлежит со­авторам совместно независимо от того, образует ли произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет также и самостоятельное значение.

На отдельные составные произведения авторское право при­надлежит издателям.Исключитель­ные права на использование своих произведений независимо от издания в целом сохраняется за авторами произведений, включае­мых в такие издания. Однако исключительное право на использо­вание подобного издания в целом принадлежит издателю. В роли издателя обычно выступает юридическое лицо. Издатель вправе при любом использовании издания указывать свое наименование либо требовать такого указания.

К числу наиболее распространенных авторов производных произведений относятся переводчики литературных текстов, аран­жировщики музыкальных произведений, а также лица, осуществля­ющие иную переделку либо переработку произведений, например драматурги, создающие киносценарии из чьих-либо романов, по­вестей или рассказов. Так как авторы производных произведе­ний всегда имеют дело с объектами чужих авторских прав, они пользуются авторскими правами лишь при условии соблюдения ими прав авторов произведений, подвергшихся переработке.

 

 

 


13.06.2018; 09:23
хиты: 121
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь