Судебное почерковедение (криминалистическое исследование письма) — один из видов криминалистической идентификации личности. Его суть состоит в сравнительном исследовании признаков письма, отобразившихся в документе, исполнитель которого неизвестен или вызывает сомнения, и признаков письма, имеющихся в образцах, написанных лицами, подозреваемыми в исполнении этого документа.
Письмо есть мысль человека, зафиксированная при помощи графических знаков и правил их сочетания. В нем различаются смысловая и графическая стороны. Понятие смысловой стороны охватывает содержание, стиль и манеру изложения, лексику и другие особенности. К графической стороне относится почерк — система выработанных движений, служащая для изображения букв, слов, цифр, знаков. При исследовании письма обе его стороны — смысловая и графическая — рассматриваются в их единстве и взаимосвязи.
Признаки, характеризующие смысловую сторону письма при производстве почерковедческой экспертизы, второстепенны. Более существенна их роль в автороведческой экспертизе.
Под почерком в криминалистике понимается индивидуальная и динамически устойчивая программа графической техники письма, в основе которой лежит зрительно-двигательный образ выполнения рукописи, реализуемая с помощью системы движений. Следует отметить, что такие существенные свойства почерка, как индивидуальность и устойчивость, являются предметом изучения только криминалистики. Почерк выражает внешнюю, графическую сторону письма. Почерк можно определить как отражение на бумаге индивидуальной, свойственной каждому пишущему и основанной на свойственном конкретному исполнителю письменно-двигательном навыке системы движений при выполнении письменных знаков.
Условно-рефлекторные связи письма образуются под влиянием множества факторов, определяемых физическими и психическими особенностями лица. В результате в почерке закрепляются индивидуальные отклонения, причем их совокупность в разнообразном сочетании неповторима для каждого лица.
При умышленном изменении почерка происходит переход к осознанным движениям руки, и в результате наступает деавтоматизация почерка, выражающаяся в замедленном движении руки; исчезает непринужденность в почерке. При этом всякое умышленное изменение почерка также носит индивидуальный характер.
Почерк человека не является абсолютно постоянным. Естественные изменения почерка вызываются физическим и психическим состоянием данного лица, характером трудовой деятельности и иными причинами, а также конкретными условиями выполнения документа. Каждый почерк при любых изменениях всегда остается индивидуальным, сохраняет присущую данному лицу в данный период его жизни совокупность признаков, достаточных для графической идентификации.
Признаки почерка разделяются на две группы: общие, или групповые, и частные, или особенности почерка.
Общие признаки характеризуют почерк как систему движений. К ним относятся:
1. Выработанность почерка — уровень владения техникой письма ( элементами выработанности почерка являются темп и координация движений). В зависимости от степени выработанности почерк определяют как высоко-, средне- и маловыработанный.
2. Размер букв определяют по высоте как малый (до 2 мм), средний (от 2 мм до 5 мм) и большой (свыше 5 мм).
3. Наклон букв.
4. Связность почерка зависит от способности выполнить определенное количество знаков в пределах одного слова без отрыва пишущего прибора от бумаги.
5. Разгон почерка. Если ширина букв или расстояние между ними менее высоты букв, то такой почерк считается сжатым; при равенстве высоты и ширины букв почерк называют средним по разгону; если ширина букв или расстояние между ними более высоты букв — размашистым.
6. Сложность почерка тесно связана со степенью его выработанности.
7. Интенсивность нажимов.