Василий Никитич Татищев. Он — сторонник теории ест-го права. Как и П., он осуждал папскую власть за преследование Коперника, за инквизицию. Т. являлся сторонником просвещения, развития науки. Ест-е состояние, по Т.у, — это состояние "вольности"; по природе чел-ку нужна и полезна лишь воля, "с разумом и рассуждением употребляемая". Поскольку чел-к не может обойтись без др-х людей, он вынужден подчиняться внешним ограничениям. Договор вообще рассматривается Татищевым как основа всякого гос-ва, в том числе и монархического. Формы прав-я зависят от ряда объективных условий, к которым относятся местопол-е, размер территории и состояние населения. Демократия осуществима только в гос-ве-городе или в маленькой области, где могут быстро собраться все домохозяева, (Голландия, Швейцария, Генуя) Россия, Франция, Дания, Испания и некоторые др. страны, "яко великие гос-ва, не могут иначе правиться, как самовластием". Камнем преткновения для теории Т.а явилось крепостничество. Рабство или невольничество Т. признавал противоест-ым, противоречащим природе чел-ка, ест-му праву защищаться и обороняться от насильственного порабощения. Введение крепостного права было ошибкой Бориса Годунова, но Т. выдвинул против его отмены ряд доводов. Он утверждал, что освобождение крестьян породило бы "смятение, распри, коварства и обиды" и потому опасно, что больше вреда чем пользы. Одним из первых идеологов класса промышленников и купцов был Иван Тихонович Посошков. П. занимался предпринимательством и торговлей. П. — сторонник тотальной гос-венной регламентации производства, труда, многих сторон быта для увеличения общ-ого богатства. П. понимал, что крестьянство — основной производительный класс России. Но П. вовсе не был противником крепостного права; напротив, он за его расширение. Печалясь о нищете крестьянства, П. писал: «Крестьянское житие скудостно ни от чего иного, только от их лености, а потом от неосмотрительности правителей и от помещичьего насилия и от их небрежения». П. предлагал обязать помещиков неусыпно следить за тем, чтобы крестьяне работали все дни недели, кроме праздничных, — на помещика ли, на себя ли, — лишь бы не "лежебочили", а своим трудом умножали богатство. Большое внимание П. уделял полож-ю купечества. В духе пол-ки полицейского гос-ва П. призывал царскими указами регламентировать порядок торговли, занятия промышленностью и ремеслами, определять цены на товары, стоимость самих денег, строго контролировать соблюдение царских указов. Купечество должно стать единственным торговым и промышленным сословием. Важное место в системе обеспечения правопорядка должен занять суд. Одной из причин отсталости страны П. называл "закоренелую древнюю неправду", неправосудие, волокиту, взяточничество. Для наведения порядка в правосудии он предлагает уличенного во взятке судью или чиновника строго наказывать. Реформа суда, как полагал П., должна сделать его доступным всем сословиям. Большое внимание П. уделял такой гарантии правопорядка, как обучение народа грамоте. Чиновники и сборщики податей, писал П., "чинят крестьянам пакости великие, а они оспорить не могут, так как неграмотны".