пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

29. Государственно-правовые воззрения Б. Н. Чичерина

. Видным деятелем либерального движения в России был профессор Московского университета Борис Николаевич Чичерин. "История пол-ких учений", "Соб-ть и гос-во", "Фил-фия права". Большое место в трудах Ч.а уделялось свободе личности. В понятии свободы Ч. различал две стороны — отрицательную (незав-ть от чужой воли) и полож-ную (возможность действий по своему побуждению, а не по внешнему велению). Право, по Ч.у, составляет неотъемлемую принадлежность всех обществ. По существу, право есть взаимное ограничение свободы под общим законом, утверждал Ч. Субъективное право — это законная свобода чел-ка что-либо делать или требовать; объективное право — закон (совокупность норм), определяющий свободу и устанавливающий права и обязанности участников правоотн-ний. Сущность развития, считал Ч. вслед за Гегелем, состоит в постепенном осуществлении внутренней свободы. С этих позиций Ч. критически оценивал те доктрины гос-ва и права, которые "совершенно поглощают личность в обществе" или низводят чел-ка до степени простого средства для общ-ых целей. Необходимым проявлением свободы Ч. признавал соб-ть. Право соб-ти, по Ч.у, есть коренное юридическое начало, вытекающее из свободы чел-ка и устанавливающее полновластие лица над вещью. Вторжение гос-ва в область соб-ти и стеснение права хозяина распоряжаться своим имуществом, утверждал Ч., всегда является злом. Из свободы как источника права проистекает и понятие договора как соглашения воль контрагентов. Анализируя институты частного права, ученый отстаивал неприкосновенность наследственного права, непоколебимость прав, приобретенных субъектами права. На гос-ве лежит обязанность охраны законных прав и интересов гр-н. Если гос-во, при изменившихся условиях, отменяет какие-либо права в области частного права, то оно обязано должно предоставить чел-ку справедливое вознаграждение. В центре конц-и Ч.а — личность со своими правами и свободами. Вслед за Гегелем Ч. отмечал, что первой ступенью чел-кого общежития, логическим переходом от личного права к общ-ому является семья. Вторую — составляют церковь и гр-нское об-во. Через призму прав и свобод личности Ч. анализировал различные образы правл-я. Высшей стадией развития идеи гос-ва Ч. считал конституционную м-хию, в которой, как он утверждал, различные начала общежития приводятся к идеальному единству: В своих работах по вопросам гос-ва и права Ч. настоятельно доказывал необходимость реформ пол-кой жизни в России. Он участвовал в подготовке реформ, однако его гласный призыв к ним на официальном собрании был истолкован как требование конституции, вызвал недовольство Александра III, царскую опалу и отстранение Ч.а от гос-венной деят-ти.

 


16.06.2015; 23:00
хиты: 218
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь