Теория нормативистского понимания права.
Ее ярким представителем явился Г.Кельзен (1881-1973).
Основные моменты, характеризующие эту теорию:
1. Теория права должна быть свободна от идеологических и
оценочных характеристик, т. е. Представлять собой «чистую науку».
Вторжение в теорию права идеологических воззрений, отражение в ней тех
или иных интересов делают ее необъективной наукой, а стало быть не
отражающей реальную действительность, а стало быть не отражающей
реальную действительность.
2. Право должно быть познано из самого права и только. При этом
нормативистская теория исходит из того, что право соотносится с
окружающим миром также как «должное» с «сущим». Еще И. Кант в свое
время подметил, что «должное», являясь порождением разума, не зависит
от «сущего». Этого его постулат и был взят на вооружение разработчиками
данной теории. Отсюда и вывод: право, представляя собой систему правил
должного поведения, не зависит от реального («сущего») поведения людей,
и условий их существования. Оно определяется только самим собой.
3. Независимые от реальной действительности нормы права порождают одна
другую в зависимости от своей значимости. Так, нормы конституционного
права порождают обычные нормы или нормы текущего законодательства, а
они, в свою очередь – нормы права, содержащиеся в подзаконных актах и
т.п.
4. Первоисточником или основанием всей пирамиды действующих норм служит
так называемая «основная норма», а не реальный экономический базис
общества. Тем самым устраняется возможность поисков основания права в
не самого права. Что же из себя представляет эта «основная норма» и как
и почему она определяет процесс создания всех других норм – эта теория
не объясняет.
Социологическая теория права.
Ее основными разработчиками являются Е.Эрлих, Г.Канторович, Р.Паунд,
Ф.Кони и др.
Основные положения социологической теории права сводятся к следующему:
1. Теория подходит к праву не формально-юридически, а с позиций реальной
жизни. Обращаясь к ней, как к источнику права, становится возможным
понять его сущность. Но под жизнью, в данном случае социологическая
теория понимает не материалистическое отношение к нему, как сугубо
практическое. Иными словами, она обращает внимание на необходимость
изучения правоохранительной практики, учет привычек, обычаев,
правопонимания судьям и т.д. Согласно этой теории в жизни складывается
так называемое «живое право», отражающее определенный сложившийся
социальный порядок в обществе.
2. Отсюда социологическая юриспруденция сделала вывод о том, что право в
действительности – это не столько система официальных норм, сколько
прежде всего фактический уклад жизни общества, которого придерживаются
его члены. Он охватывает и повседневную практику отправления юстиции.
3. В связи с указанным пониманием права сторонники социологической теории
считают, что если официальные законы расходятся с практическими
жизненными отношениями, то надо действовать по свободному усмотрению,
т.е. применять «живое право». В результате этого обыкновенная
правоприменительная практика обретает в сущности нормотворческий
характер.
4. Социологическая теория права придает правовую значимость интуиции,
догадкам, чувствам, предложениям и иным факторам в обосновании свободы
судейского усмотрения при вынесении решений.
Социологическая теория права.
Ее основными разработчиками являются Е.Эрлих, Г.Канторович, Р.Паунд,
Ф.Кони и др.
Основные положения социологической теории права сводятся к следующему:
1. Теория подходит к праву не формально-юридически, а с позиций реальной
жизни. Обращаясь к ней, как к источнику права, становится возможным
понять его сущность. Но под жизнью, в данном случае социологическая
теория понимает не материалистическое отношение к нему, как сугубо
практическое. Иными словами, она обращает внимание на необходимость
изучения правоохранительной практики, учет привычек, обычаев,
правопонимания судьям и т.д. Согласно этой теории в жизни складывается
так называемое «живое право», отражающее определенный сложившийся
социальный порядок в обществе.
2. Отсюда социологическая юриспруденция сделала вывод о том, что право в
действительности – это не столько система официальных норм, сколько
прежде всего фактический уклад жизни общества, которого придерживаются
его члены. Он охватывает и повседневную практику отправления юстиции.
3. В связи с указанным пониманием права сторонники социологической теории
считают, что если официальные законы расходятся с практическими
жизненными отношениями, то надо действовать по свободному усмотрению,
т.е. применять «живое право». В результате этого обыкновенная
правоприменительная практика обретает в сущности нормотворческий
характер.
4. Социологическая теория права придает правовую значимость интуиции,
догадкам, чувствам, предложениям и иным факторам в обосновании свободы
судейского усмотрения при вынесении решений.
Психологическая теория права.
Одним из основоположников ее является Л.Петражицкий (1897-1931).
Психологическая теория права характеризуется следующими чертами.
1. Она подразделяет право на: позитивное и интуитивное. Позитивное право
«определяется как совокупность норм права»[2]. Оно представлено в виде
официально действующих в государстве нормативно правовых предписаний.
Интуитивное или неофициальное право – это чисто психологическое явление,
особое состояние души человека. Охватывая эмоции, представления,
переживание и т.п. оно отходит от однообразного шаблона поведения людей,
который диктуется позитивным правом.
2. «Интуитивное право имеет индивидуальный, индивидуально-изменчивый
характер; его содержание определяется индивидуальными условиями и
обстоятельствами жизни каждого, его характером, воспитанием,
образованием, социальным положением, профессиональными занятиями,
личными знакомствами и отношениями и прочее»[3].
Отсюда делается вывод о том, что есть интуитивное право данного класса,
данной семьи, данного кружка, детей, преступников и т.д.
3. Психологическая теория права исходит из того, что «интуитивное право
вырабатывается путем взаимного психического общения в разных кругах и
кружках людей с общими интересами, противостоящими интересами,
противостоящими интересами других»[4]. Причем это общение основывается на
их эмоциях.
4. Эта теория носит идеалистический характер, ибо считает, что
собственность, к примеру, не существует как объективная реалия, а
является плодом воображения в сознании людей. Точно также она придает
действительный характер мнимому договору, заключенному сумасшедшим с
дьяволом и т.п. Короче говоря, эта теория усматривает в психологии и даже
в болезненном воображении душевнобольных изначальный источник
правоотношений, которые порождают реальные права и обязанности.
Марксистская теория права.
Марксистское понимание сущности права заключается в том, что право есть
лишь возведенная в закон воля господствующих классов, воля, содержание
которой обусловлено материальными условиями жизни этих классов. Право
обладает относительной самостоятельностью и оказывает обратное влияние на
все сферы жизни общества, сохраняя при этом свою классовую природу.
«Право в социалистическом обществе становится воплощением и средством
подлинной свободой людей, поскольку оно выражает и закрепляет те реальные,
материальные условия жизни, те формы общественных отношений, при которых
исключается всякая возможность эксплуатации человека человеком,
политического и духовного подавления личности и при которых люди получают
свободу – реальную, всеобщую и равную для всех членов общества»15.