пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

1 курс очного и заочного обучения:
» Почвоведение и региональная геология
» Технология производства продуктов растениеводства
» Экология
» Информационные технологии
» Философия-2 Сон
» Геодезия
» БЖД
» Землеуйстройство
» Институциональная экономика
» Автоматизированные системы
» Экономика предприятия
» Землеустройство2
» Кадастр
» Правовое обеспечение
» Экология ЗП
» Землеустройство МО
» ГОСЭ
» Информационные технологии в науке и образования

ИСТОЧНИКИ И СУБЪЕКТЫ ИСТОРИЧЕКОГО ПРОЦЕССА. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПИЦИ

Общество находится в состоянии непрерывного движения, изменения, развития.  Можно сказать, что исторический процесс по своей сущности - это процесс становления, функционирования, развития человеческой сущности. Или - это действительность человеческой сущности во всем богатстве и многообразии ее проявлений. Источник этого процесса находится не вне, а внутри самого общества

. Относительно источников исторического развития общества существуют различные точки зрения. Абсолютное большинство из них исходят из методологического положения, что источником изменений, движения, развития общества являются внутренние противоречия. Однако, относительно того, какие именно противоречия являются источником общественного прогресса, мнения расходятся.

наиболее распространенной и аргументированной является точка зрения, согласно которой всеобщим источником развития общества является противоречие между материальными и духовными потребностями людей и достигнутым уровнем производства. Однако, эта точка зрения касается только одной стороны процесса материального производства. А ведь в обществе есть и другие сферы: система общественных отношений, общественное сознание и целеполагание, свобода и творчество, отношения общества как целостности и природы Субъектами созидания и развития общества выступают также массы и лица. Истинным творцом истории есть народ, народные массы. Они порождают сторичних лиц, которые имеют решающее влияние /как позитивный, так и негативный/ на ход истории. Существует два ошибочные подходы к природе исторического процесса - фатализм и волюнтаризм. Фатализм - это философские взгляды, которые утверждают, что исторический процесс является фатальным, необходимым, а народные массы и исторические лица не имеют влияния на его развитие. Волюнтаризм - это философское учение, которое отрицает или игнорирует объективные законы развития и считает, что управление общественным процессом можно достичь силой посредством действия исторических лиц. Такая философия ведет к тоталитаризма, фашизма и культа личности. В прямом, непосредственном смысле слова субъектом является личность, действующая сознательно и ответственная за свои действия. Но поскольку речь идет об истории, то было бы неверно ограничивать понятие субъекта, трактуя его только в индивидуально-личностном плане. В то же время понятие субъекта, примененное к любому надличностному социальному образованию, например социальной группе, приобретает несколько иной смысл. Группа может быть субъектом, если у нее имеются общие интересы, цели действия, то есть если она представляет некую целостность. В отличие от выступающей в качестве субъекта личности (то есть индивидуального субъекта), группу можно рассмотреть как социальный субъект, в качестве которого могут выступать та или иная социальная группа, социально-историческая общность, народ, человечество. Иначе говоря, может быть множество социальных субъектов. 

Философские концепции общества, характера его существования и развития в мировоззренческом плане опираются на то или иное решение основного вопроса философии применительно к социальной действительности. В этом плане обычно выделяют две основные концепции: идеалистическую и материалистическую. Во взглядах на общественную жизнь, историю общества длительное время господствовала, да и в настоящее время продолжает, идеалистическая концепция. Идеалистическая концепция исходит из утверждения, что определяющую роль в обществе играет духовное начало. Таким началом считался либо Бог, Мировой Разум и т. п., либо сознание людей. Так, объективный идеалист Гегель считал, что вся история – лишь внешнее проявление абсолютной идеи; высшей формой проявления абсолютной идеи в обществе является прусская монархия. В другом случае мы встречаемся с тезисом о том, что «мнения правят миром» материалистического понимания общества можно считать географическое направление в социологии («географический детерминизм»), утверждающее, что на специфику и историю общественной жизни определяющее воздействие оказывает географическая среда. Идеалистическое понимание истории утверждает первичность общественного сознания относительно общественного бытия, а материалистические – первичность общественного бытия относительно общественного сознания.

 


05.06.2016; 16:47
хиты: 141
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь