Деятельность человека в любой ее форме (научная, практическая и др.) определяется целым рядом факторов, а ее конечный результат зависит не только от того, кто действует (субъект) или на что она направлена (объект), но и от того, как совершается данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются. Это и есть проблемы метода.
Гносеологический анализ получаемых в науке результатов рождает принципиально важную проблему: следует ли эти результаты формулировать независимо от каких-либо ссылок на исследователя и методы его действия или же ссылки на исследователя – необходимое гносеологическое основание для принятия их как научных. Эта проблема возникает в ходе развития самой науки и, следовательно, должна получить научное решение [3. С. 159]. Метод (от греч. – способ познания) – в широком смысле означает «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой ее форме. В современном понимании метод – это система предписаний, рекомендаций, предостережений, образов и пр., указывающих, как сделать что-то [1. С. 50]. Понятие"методология" имеет два основных значения: 1) система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и пр.); 2) учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.
Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод (в той или иной форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия.
Метод есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в любой сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет экономить силы и время, двигаясь к цели кратчайшим путем. Истинный метод служит своеобразным компасом, по которому субъект познания и действия прокладывает свой путь, позволяет избегать ошибок. Проблемы метода и методологии занимают важное место в современной философии, например в таких ее направлениях и течениях, как философия науки, аналитическая философия, феноменология и др.
Главное предназначение любого метода – на основе соответствующих принципов (требований, предписаний и пр.) обеспечить успешное решение определенных познавательных и практических проблем, приращение знания, оптимальное функционирование и развитие объектов. Методы могут примяться стихийно и сознательно, однако только осознанное применение методов, основанное на понимании их возможностей и границ, делает деятельность людей, при прочих равных условиях, более рациональной и эффективной.
Методология как общая теория метода формировалась в связи с необходимостью обобщения и разработки тех методов, средств и приемов, которые были открыты в философии, науке и других формах деятельности людей. Исторически первоначально проблемы методологии разрабатывались в рамках философии.
Методология в определенном смысле «шире» диалектики, так как она изучает не только всеобщий, но и другие уровни методологического знания, их взаимосвязь, модификации и пр. Тесная связь методологии с диалектикой не означает тождественности этих понятий и того, что материалистическая диалектика выступает как философская методология науки.
В определенном смысле, методология «уже» теории познания, так как последняя не ограничивается исследованием форм и методов познания, а изучает проблемы природы познания,отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, возможности и границы познания, критерии его истинности и пр. С другой стороны, методология «шире» гносеологии, так как ее интересуют не только методы познания, но и все другие формы человеческой деятельности.
Из нефилософских дисциплин методология наиболее тесно соприкасается с логикой (формальной), которая главное внимание направляет на прояснение структуры готового, «ставшего» знания, на описание его формальных связей и элементов на языке символов и формул при отвлечении от конкретного содержания высказываний и умозаключений.
Таким образом, логическое исследование науки – это средства современной формальной (математической или символической) логики, которые используются для анализа научного языка, выявления логической структуры научных теорий и их компонентов (определения, классификация, понятия, законы и др.), изучения возможностей и полноты формализации научного знания и т. д.