Евразийство — это идейно-философское движение, воз-
никшее в определенном слое русских эмигрантов в начале
1920-х годов и существовавшее до начала Второй мировой
войны. Наиболее яркой фигурой среди евразийцев был П. Н. Савицкий.
Основной геополитический тезис евразийцев: Россия —
исключительная страна, непохожая на Европу и имеющая
большое родство с Азией. Россия — это не Европа и не Азия,
а отдельный, своеобразный, целостный и органичный мир.
Первопричина самодостаточности России-Евразии кроется в ее географическом положении и особенностях «месторазвития».
Евразия в старом смысле слова, отмечают евразийцы, подраз-
деляется уже не на Европу и Азию, а на:
• срединный континент, или собственно Евразию,
• два периферических мира:
• азиатский (Китай, Индия, Иран);
• европейский, граничащий с Евразией примерно по линии:
реки Неман—Западный Буг—Сан—устье Дуная [Евразийство...,
1992, с. 41].
Последняя граница является водоразделом двух колонизаци-
онных волн с Востока и Запада. Такое географическое положение
России-Евразии способствовало объединению и синтезу двух начал
Старого Света — Востока и Запада. Образовался новый тип культуры
с чертами материковой (континентальной) культуры в противовес
океанической, а точнее, атлантической культуре Европы, Америки
и, вообще, британо-атлантической модели развития. В России-Евра-
зии осуществлен синтез европейского и азиатского начал.
Следует отметить, что евразийцы выступали против пансла-
визма, говоря, что он был создан поборниками российской вели-
кодержавности по подобию пангерманизма. Они поддержали «фор-
мулу» Леонтьева: славянство есть, славизма нет.
Почему Европа в евразийстве выступала врагом России? Но ряду
причин:
• Европа — враг потому, что ее общественное устройство бази-
руется на индивидуализме и личных правах (т.е. эгоизме), а не на
соборности и братской любви.
Евразийцы выступали против европейской парламентской де-
мократии, выродившейся, по их мнению, в олигархию, против
слабости государства и европейского либерализма в целом.
Таким образом, в работах евразийцев явно проводится
ключевой их тезис о том, что азиатский фактор играл более
существенную роль, чем славянский, в формировании и государ-
ственности, и российской концепции культуры.