пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Этнические процессы, их сущность

Этнос — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими, относительно стабильными особенностями языки, культуры и психики, а главное, сознанием своего единства и отличия от других народов.

В мире существует около 200 суверенных государств, а народностей насчитывается около 5000. Из этого следует, что государства, как правило, многонациональны. Так, в этническую структуру РФ входит свыше 130 наций, народностей и этнических групп. Этническая структура – это сеть устойчивых социальных отношений между этническими общностями: нациями, народностями, национальными и этническими группами государства. Типичным элементом этнической структуры являются национальные группы – группы людей, которые сохраняют этнические признаки нации и проживают за пределами своих национально-государственных образований или не имеют таковых. Если национальная группа не проживает компактно на территории другого государства, а находится в рассеянном состоянии, то ее называют диаспорой. Этнические группы, в свою очередь, это малочисленные народы в составе более крупных этносов, которые насчитывают от нескольких десятков, до несколько сотен человек и сохраняют некоторые этнические признаки: диалект, некоторые бытовые традиции, территорию расселения – например, ороки на Сахалине, эмцы на п-ове Таймыр.

Помимо базового понятия этноса выделяются различные виды этнических систем. Различаются следующие виды этнических систем, в порядке снижения уровня этнической иерархии: суперэтнос, этнос, субэтнос, конвиксия и консорция.

Суперэтнос – самая крупная этническая система, группа этносов, которые обладают элементами общего самосознания. Общий для всего суперэтноса стереотип поведения является мировосприятием его членов и определяет их отношения к фундаментальным вопросам жизни. Примеры: византийский, римский, мусульманский, американский суперэтносы.

Субэтнос, конвиксия и консорция– части этноса, обычно жёстко привязанные к определённому ландшафту и связанные общим бытом или судьбой. Примеры: поморы, старообрядцы, казаки.

Ряд этнологов и историков проводит эволюционную линию так: род – племя – народность – народ – нация. Если народ = этнос, под народностью традиционно понимается объединение племён, но при этом понятийная граница между этносом и племенем размыта, то понятие нации стоит обособленно и остановиться на нем нам необходимо.

Нация– социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи, сложившаяся в результате становления государства, частью историков воспринимается как высшая фаза развития этноса, в которой данный этнос обретает суверенитет и создает собственную полноценную государственность. Другие видят в нации вариант суперэтноса. Может рассматриваться как форма этнической жизни индустриальной эпохи. Нация не обязательно объединена языком (бельгийская нация говорит на 2 языках, а швейцарская на 4), нация может быть мультикультурной или мультиконфессиональной (американцы, австралийцы), нация может делить язык с другой нацией (немцы (дойч) – и австрийцы). Однако нация, как правило соответствует государственному образованию. Таким образом, это в большей степени политологическое, правовое, историческое, но не этнологическое понятие.

Порой образуются специфические этнические формы:

Химера - этническая форма и продукт контакта несовместимых (имеющих отрицательную комплиментарность) этносов, принадлежащих к различным суперэтническим системам. В её среде расцветают антисистемные идеологии.

Ксения - сочетание, при котором один этнос - "гость", вкрапление в теле другого, - живёт изолированно, не нарушая этнической системы "хозяина". Например, в Российской империи - колонии поволжских немцев, присутствие ксений безвредно для вмещающего этноса.

Симбиоз - сочетание этносов, при котором каждый занимает свою экологическую нишу, свой ландшафт, полностью сохраняя свое национальное своеобразие. При симбиозе этносы взаимодействуют и обогащают друг друга. Это оптимальная форма контакта, повышающая жизненеспособность каждого этноса.

Этническими процессами называют процессы, при которых происходит изменение различных компонентов этноса: элементов духовной и материальной культуры, языка, социальной структуры, самосознания и др. Этнические процессы многообразны, поэтому их необходимо классифицировать. Прежде всего, следует выделить этноэволюционные и этнотрансформационные процессы.

В этноэволюционном процессе при изменении отдельных компонентов этнос, или какая-либо его группа, остаются самими собой, так как не меняется их этническое самосознание.

При этнотрансформационном процессе самосознание изменяется, и этническая принадлежность человека становится иной.

Выделяют несколько форм этнического объединения - культурного и языкового сближения вовлеченных в этот процесс людей, а также нивелировка имеющихся между людьми различий.

Этническая фузия — процесс слияния нескольких ранее самостоятельных народов, родственных по языку и культуре, в объединенный новый, более крупный этнос.

Этническая консолидация— внутреннее сплочение более или менее значительного этноса в ходе сглаживания различий между имеющимися внутри него локальными группами. Этот процесс характерен для подавляющего большинства крупных и средних этнических общностей.

Со временем этническая фузия переходит в этническую консолидацию, однако их сущность различна: первый процесс является этнотрансформационным и приводит к смене этнического самосознания, второй процесс — этноэволюционный и не при­водит к смене самосознания.

Этническая ассимиляция — «растворение» прежде самостоятельного этноса или его части в среде другого, обычно более крупного народа. Этот процесс широко распространен в экономически развитых странах, где много иммигрантов, причем для ассимилируемой стороны — это этнотрансформационный процесс, для ассимилирующего народа — этноэволюционный.

Этническая конвергенция — ассимиляционный процесс взаимодействия двух очень близких друг другу по языку и культуре этносов, в этом случае процесс резко интенсифицируется и приобретает ряд черт, сближающих его с консолидацией и фузией.

Межэтническая интеграция — взаимодействие внутри государства или крупного региона нескольких существенно различающихся между собой по языку и культуре этносов, которое приводит к появлению у них ряда общих черт. В результате складываются не этносы, а особые межэтнические общности, которые лишь в отдаленной перспективе могут слиться в единый народ. Такие общности представляют собой суперэтнос. Эти процессы присущи всем длительно существующим полиэтническим государствам. Они в той или иной форме были характерны для Римской империи, Византии, Российской империи, СССР и т.д.

Этногенетическая миксация — редко встречающийся тип трансформационного этнообъединительного процесса, в ходе которого новый этнос образуется путем слияния народов, не связанных родством. В качестве примера можно привести этническую историю США, где смешение различных по происхождению, но принадлежащих к одной расе переселенцев из Европы, было дополнено включением в процесс представителей других этносов и рас как аборигенного происхождения, так и прибывших из Африки и Азии. В результате сложилась новая этническая общность, которую называют северо­американской нацией.

Наряду с этническим объединением в процессе этногенеза действует одновременно и противоположная тенденция этнического разделения:

Этническая парциация – разделение единого этноса на несколько более или менее равных частей. Так, из осколков древнерусского этноса сформировались русские, украинцы, белорусы.

Этническая сепарация – отделение от этнической общности сравнительно небольшой части, которая со временем превращается в самостоятельный этнос. Этот процесс вызывают различные причины — переселение группы исходного этноса, политико-государственное обособление небольшой части народа, религиозное обособление этнической группы. Так, английские пуритане, приехав в североамериканские колонии по религиозным соображениям, стали основой североамериканской нации, а английские каторжники и ссыльные — основой австралийской.

Взаимодействие этносов сегодня - один из самых острых вопросов государственного и культурного строительства. Есть 4 модели саморегулирования межнациональных отношений:

1) Модель ассимиляции. Она определяет адаптацию поведения людей в сторону господствующих нормативных образцов.

2) Модель «плавильного котла» (характерна для США). Социокультурная ситуация складывается под влиянием многих этнокультур с потерей изначальной этничности многими группами эмигрантов.

3) Модель культурного плюрализма («пусть расцветают все цветы»). Наиболее перспективное направление: различные типы этнической идентичности признаются равноценными элементами единого социокультурного континуума;

4) Модель ядра и периферии (типичный пример – СССР). В результате противоречий между обладающим экономической и политической властью центром и зависимой от него периферией возникает стратификация – источник межнациональных конфликтов.

Сегодня ясно, что разные этносы, общества и цивилизации человечества взаимозависимы друг от друга, так же как индивидуум не может не зависеть от состояния общества. Человечество не может жертвовать даже самой малой своей частью, не подвергая опасности себя в целом. Исследования этнологов имеют неоценимое значение для сознательного отношения к существованию различных рас, наций, обществ, религий. Из узкоспециализированной науки этнология превратилась в дисциплину с мировоззренческой и нравственной нагрузкой.

14


13.01.2016; 02:02
хиты: 209
рейтинг:0
Естественные науки
науки о земле
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь