Ответ: Во всех развитых странах мира нарастает осознание крайней необходимости оказания эффективного противодействия всё возрастающему деструктивному влиянию всевозможных «гуру» и «вестников». Современная Россия, как паутиной, опутана всевозможными организациями оккультного и псевдорелигиозного характера.
В современном обществе человек чувствует возросшую потребность в поиске идеалов, смысла жизни, личностных ценностей, духовности, поиске своего места в этом неспокойном мире, адаптации к обществу и сложившимся условиям существования. Выстоять в современных условиях, найти себя, не сломаться может только духовно зрелый, сильный, умный человек с внутренним духовным стержнем, религиозный человек.
Человек духовно незрелый, с комплексом жертвы, реализуя все вышеперечисленные потребности, может попасть в деструктивную секту, которая, на первый взгляд, предлагает весьма заманчивые условия для заполнения духовного и экзистенциального вакуума, реализации потенциала личности.
На практике всё оказывается иначе – секты опустошают человека духовно, превращают его в зомби, делают его существование в обществе бессмысленным, дезадаптивным, лишённым всякой опоры в жизни. Секты противоречат сложившейся традиционной религии, очень часто финансируются из-за рубежа и направлены на распад и деградацию лиц, посещающих их.
Опасность тоталитарных сект заключается в том, что их руководители присваивают себе прерогативу на владение душами новообращённых, на полный контроль над их поведением и имуществом.
Требования к личности психолога-консультанта. Модель эффективного психолога-консультанта
Н.Н. Обозов обращает внимание на следующие качества:
- Безоценочное отношение к индивидуальным различиям людей.
- Чуткость к эмоциональному состоянию человека, который находится рядом. В психологическом консультировании эта чуткость может выглядеть как профессиональный такт. Например, психолог-консультант избегает доводить до клиента информацию в той форме, которая может его травмировать.
- Пластичность (динамичность в сочетании с гибкостью). Имеется в виду способность легко переключаться с одной темы на другую, легко выходить из тупиков, быстро менять различные точки зрения при рассмотрении того или иного вопроса.
- Эмоциональная сдержанность и терпимость. Имеется в виду способность избегать невротических и субъективных отклонений в собственных оценках и поведении. Быть предельно сдержанным в ответ на срывы клиента, уметь снять тревожность другого, его успокоить - терпимость к возможным невротическим срывам с его стороны.
- Поддержание общей культуры поведения возможно только при многочисленных и разнообразных контактах психолога с другими людьми. В результате этого формируются своеобразные штампы речевых оборотов, форм общения, предпочтений относительно близости - дистантности в межличностных контактах, характерной жестикуляции и мимики.
Необходимо иметь и навыки переписки для ситуации дистантного письма. Психолог-консультант должен знать лучшие образцы культурного наследия, но не замыкаться на них.
- Умение выстраивать и выдерживать до конца свою линию поведения. Имеется в виду, что если клиент нервничает и перескакивает с одной темы на другую, то психолог-консультант сможет своевременно возвратить беседу к заданной теме. Если обсуждение других людей начнет выходить за рамки объективности, то психолог-консультант сумеет сохранить эти рамки.
- Наличие знаний в области возможного поведения людей в конфликтах. Имеется в виду, что интравертированному, застенчивому индивиду бывает сложно порой выйти из напряженной ситуации, он не всегда легко говорит «нет», а оказавшись в зависимости от другого, использует более экстремальные средства разрешения затруднения в отношениях, включается в эмоциональную или интеллектуальную конфронтацию.
Р.-А.Б. Кочюнас пишет о следующих чертах:
- Проявление глубокого интереса к людям, следствием чего является терпение в общении с ними.
- Чувствительность к установкам и поведению других людей, способность отождествляться с самыми разными людьми.
- Эмоциональная стабильность и объективность. Имеется в виду способность уважать права других людей, восприятие других людей как способных решать свои собственные проблемы и принимать на себя ответственность.