пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Французский материализм XVIII - начала XIX веков: Кондильяк, Ламетри, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Кабанис

Идейные истоки французского материализма XVIII в., природная и социальная детерминация психики

Под влиянием Локка (сенсуалистические идеи), Декарта (объективное направление), а также в связи с успехами естествознания в 18 веке во Франции складывается эмпирическая психология.

Учение Локка здесь появляется в результате деятельности аббата де Кондильяка (светское имя Этьен Бонно) (1715-1780), который считал, что чем больше ощущений, тем сложнее психическая жизнь. При этом ведущий орган чувств – осязание.оно адекватно. Познание - запускается потребностями – беспокойством из-за отсутствие какого-либо предмета, ведущего к удовольствиям. Благодаря потребностям «возникают все душевные и телесные привычки». Душа – совокупность модификаций ощущений. Связи ощущений с телом не обсуждаются.

Идеи Декарта и Кондильяка нашли дальнейшее развитие у материалистов 18 века Ж. Ламетри (1709-1751), Д. Дидро (1713-1784), П. Гольбаха (1723-1789), К. Гельвеция (1715-1771) и П. Кабаниса (1757-1808). Они преодолевают дуализм и в понимании мироздания и в понимании внутреннего мира человека.

Ламетри (1709-1751) рассматривает человека как часть природы и указывает на преемственность в развитии от животных к человеку («Человек-растение»). «Человек-машина»– родоначальник французского материализма, врач, естествоиспытатель.Принимал принцип автоматизма в работе телесного организма. Распространяет механический принцип на область психических явлений. Рассматривает сходство человека и животных, наделяя их чувствительностью.Человек – это сложная, вертикально ползующая к просвещению машина, «живое олицетворение беспрерывного движения».Движущее начало животной и человеческой машины – душа. Душа – способность к чувствованию. Главный орган души – мозг, экран, на котором отображается природа. Душа – телесное свойство. Объективным показателем психических реакций – телесные изменения (сужение сосудов например). Духовный мир: впечатления от внешних тел-представления-восприятия, суждения и т.п.

 Д. Дидро, «Письмо слепых в назидание зрячим» (1749), «Мысли к объяснению природы» (1754), «Разговор д’Аламбера и Дидро» (1769)

Материя – субстанция вселенной в человеке и в животном. Материя: живая /мертвая. Органическая форма происходит из неорганической.

Всей материи свойственна способность к отражению. На уровне органической жизни – активная чувствительность

Все психические явления зависят от деятельности органов чувств, нервов и мозга.

Поддерживал вибрационную теорию НС.

 

П. Гольбах, «Система природы»

Нет духовной субстанции. Человек – совершеннейшая часть природы. Благодаря высокой телесной организации, у человека есть способность чувствовать, мыслить, действовать.

Первая способность человека – ощущения. Все прочее вытекает из них.

Схема ощущений

Воздействие внешнего предмета – изменение в органах чувств – сотрясения через нервы в мозг

Первичные модификации мозга: ощущения, восприятия, идеи

Ощущения – всякое изменение или сотрясение, вызванное внешними предметами в органах чувств

Восприятия – осознанные ощущения. Степень осознания зависит от силы и интенсивности воздействия

Идеи – образ предмета, от которого происходят ощущения

Потребности – движущие факторы наших страстей, воли, телесных и умственных потребностей.

Через мотивы (предметы для благополучия организма) потребности приводят ум, чувства, волю в действие, т.е. оказывают активизирующее воздействие.

Помимо утверждения природного детерминизма, французские материалисты сделали первый шаг к идее детерминизма социального. Особая заслуга тут принадлежит Клоду Гельвецию (1715-1771) (Социальный детерминизм):, который показал, что человек не только продукт природы, но и продукт социального окружения и воспитания (один шаг до марксизма, согласно которому человек не только продукт обстоятельств, но и их, обстоятельств, творец).

Эти «социальные традиции» в дальнейшем получили своё максимальное развитие уже в ХIX веке в работах Огюста Конта (1798-1857) и Эмиля Дюркгейма (1858-1917).

К. Гельвеций, «Об уме», «О человеке»

Человек – продукт не только природы, но и социального окружения и воспитания. Обстоятельства творят человека. Человек – созерцатель природы. Изначально люди равны, но их формирует воспитание. Воспитание – все.

Человек – не пассивное существо. Источник активности – страсти.

Роды страсти:

 - От природы (физические потребности, страсти)

 - Приобретенные по жизни (производные от физических страстей): эмоции, чувства

Французский материализм объединил в себе две линии:

  1. Объективное направление Р. Декарта в области физики
  2. Сенсуалистические идеи Д. Локка

 

Идеи Р. Декарта оказали значительное влияние на дальнейший ход психологической мысли как во Франции, так и за ее пределами.

Два направления:

А) Рефлекторный механизм  - экспериментальное изучение органических и психофиз. Функций

Б) Учение о сознании – интроспективная психология и ее формы

 

Материалисты:

  1. Ж. Ламетри (1709-1751)
  2. Д. Дидро (1713-1784)
  3. П. Гольбах (1723-1789)
  4. К. Гельвеций (1715-1771)
  5. П. Кабанис (1757-1808)

Для них характерно преодоление дуализма Декарта, Локка и Кондильяка как в понимании мироздания, так и в понимании внутреннего мира человека.

 

Весь мир – вечная, бесконечная, протяженная и движущаяся материя. Все свойства живой природы – продукты развития материи.

Психическое – свойство высокой организации материи.

Человек -  совершеннейшая часть природы. Законы природы распространяются на внутренний мир человека. Все обусловлено законами природы (природный детерминизм)

Социальный детерминизм:

К. Гельвеций, «Об уме», «О человеке»

Человек – продукт не только природы, но и социального окружения и воспитания. Обстоятельства творят человека. Человек – созерцатель природы. Изначально люди равны, но их формирует воспитание. Воспитание – все.

Человек – не пассивное существо. Источник активности – страсти.

Роды страсти:

 - От природы (физические потребности, страсти)

 - Приобретенные по жизни (производные от физических страстей): эмоции, чувства

 

Ж. Ламетри , «Человек-машина»– родоначальник французского материализма, врач, естествоиспытатель.

Принимал принцип автоматизма в работе телесного организма. Распространяет механический принцип на область психических явлений.

Рассматривает сходство человека и животных, наделяя их чувствительностью.

Человек – это сложная, вертикально ползующая к просвещению машина, «живое олицетворение беспрерывного движения».

Движущее начало животной и человеческой машины – душа. Душа – способность к чувствованию.

Главный орган души – мозг, экран, на котором отображается природа. Душа – телесное свойство.

Объективным показателем психических реакций – телесные изменения (сужение сосудов например)

Духовный мир: впечатления от внешних тел-представления-восприятия, суждения и т.п.

 

Д. Дидро, «Письмо слепых в назидание зрячим» (1749), «Мысли к объяснению природы» (1754), «Разговор д’Аламбера и Дидро» (1769)

Материя – субстанция вселенной в человеке и в животном. Материя: живая /мертвая. Органическая форма происходит из неорганической.

Всей материи свойственна способность к отражению. На уровне органической жизни – активная чувствительность

Все психические явления зависят от деятельности органов чувств, нервов и мозга.

Поддерживал вибрационную теорию НС.

 

П. Гольбах, «Система природы»

Нет духовной субстанции. Человек – совершеннейшая часть природы. Благодаря высокой телесной организации, у человека есть способность чувствовать, мыслить, действовать.

Первая способность человека – ощущения. Все прочее вытекает из них.

Схема ощущений

Воздействие внешнего предмета – изменение в органах чувств – сотрясения через нервы в мозг

Первичные модификации мозга: ощущения, восприятия, идеи

Ощущения – всякое изменение или сотрясение, вызванное внешними предметами в органах чувств

Восприятия – осознанные ощущения. Степень осознания зависит от силы и интенсивности воздействия

Идеи – образ предмета, от которого происходят ощущения

Потребности – движущие факторы наших страстей, воли, телесных и умственных потребностей.

Через мотивы (предметы для благополучия организма) потребности приводят ум, чувства, волю в действие, т.е. оказывают активизирующее воздействие. 


24.06.2016; 02:17
хиты: 265
рейтинг:0
Общественные науки
психология
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь