Ф. Бэкон (1561 — 1626) — английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма.
Родоначальник английского материализма и эмпирического направления в философии и психологии, экспериментального направления, индуктивного метода познания.«Новый Органон» (1620) – «Органон» - сочинение Аристотеля.
Критиковал современную науку и религию. Прогресс – отделение науки. Он первый это сказал. Критиковал схоластику, религию, умозрительные рассуждения. Считал, что наука должна быть сугубо эмпирической. Человек – объект теологии или философии? Обратился к вопросу природы и происхождения души. Встал в позицию деизма:
2 части души: чувственная – появляется в теле, занимается наука; разум – божественная, занимается теология
Чувствующая душа: невидимое глазу телесное вещество, пульсирующее и движущееся в мозгу, нервных трубках и артериях всего тела. К ней относятся ощущение и восприятие, модальность и качество которых определяются природой физического раздражителя.
Разумная душа: чувственный материал подвергается обработке со стороны разумной души – память, воображение, мышление. Рассудок – комбинирует и преобразует чувственный опыт по законам логики. На пути познания человек встречается с трудностями, которые обусловлены слабостями самого человека, несовершенством тела, органов чувств, разума и неумелым их употреблением.
Основная идея – эмпиризм – в основе познания лежит опыт, чем больше опыта, тем ближе к истинному знанию. Задачи: - помочь добиться практич результатов, изобретения, экономика, господство человека. Опытное познание мира в этом поможет.
учение о человеческих призраках:
Призраки – человеческие недостатки:
- Рода: Каждый человек искажает природу познаваемых вещей в результате общеродовых пороков, т.е. пороков, свойственных всем людям без исключения (например, мы не видим атомы, клетки и т.п.) Органы чувств нас обманывают, но нам могут помочь приборы (микроскоп)
- Пещеры: относятся к ограниченным людям – не только врожденные, но и приобретенные пороки. Связаны с индивидуальными особенностями человека (цветовая слепота, привычки), которые затрудняют адекватное познание окружающего мира. Человек опирается только на свое мнение, и не принимает мнения других людей.
Выход: коллективная деятельность людей.
- Рынка: связаны с совместной деятельностью людей. «На рынке не могут договориться» - неправильное использование языка, толкование слов и понятий. Люди говорят об одном, но не понимают друг друга. Причина – схоластика.
Выход: борьба со схоластическими злоупотреблениями.
- Театра: переоценка мнения другого человека, переоценка себя и других. Препятствия, основанные на некритическом принятии ложных учений и теорий, подверженность предрассудкам, недоверие к своему опыту, слепое преклонение перед авторитетами. Как актеры подчиняют себе публику, так и авторитеты и предрассудки подчиняют разум людей.
Выход: перейти к опыту, т.е. непосредственному познанию природы.
Первые два порока связаны с природными свойствами человека и психики, вторые два – приобретенные и связанные с обществом
Преодоление всех этих пороков – опора на чувственный опыт:
- Житейский или случайный
- Научный (направленное наблюдение или эксперимент) Эксперимент – лишь сбор фактов, проверяет частное. Для общих принципов нужен метод научного поиска – индукция как способ обобщения эмпирических данных, переход от частных фактов к общим законам природы.
Достоверные знания только при правильной процедуре получены:
- Вариация – изменение изучаемого явления или проверяемых воздействующих факторов
- Репродукция – повторение опыта с целью воспроизведения предыдущего состояния
- Инверсия – проверка установленного факта в измененных условиях
- Принуждение – проведение опытов до тех пор, пока при увеличении или уменьшении силы воздействующих факторов последние не перестанут оказывать влияние на изучаемые явления
- Трансляция
- Применение и т.п.
Цель этих процедур – сбор исчерпывающего количества факторов. Для систематизации фактов предложил упорядочивающие таблицы: наличия, отсутствия, степеней. Далее поиск особенности) – исключающая индукция – основа предсказания фактов