Ф. Аквинский (XIIIв.) – томизм
Опирался на идеи Аристотеля.
Отличия:
- Первоначало – верховное божественное существо
- Душа от тела отделяется от тела и существует вне его
- Построение объекта познания
- Процесс познания – изнутри вовне
Двойственная природа истины: есть два рода истины, относящиеся к противоположным мирам: материальному и сверхприродному.
1 истины: постигаются на основе опыта и разума (философия)
2 истины: постигаются только с помощью веры и откровения (теология)
Двойственная природа истины: есть два рода истины, относящиеся к противоположным мирам: материальному и сверхприродному.
1 истины: постигаются на основе опыта и разума (философия)
2 истины: постигаются только с помощью веры и откровения (теология)
Идея гармонии веры и разума (в первую очередь веры)
Первичны – религиозные истины.
Бог – источник и истин, и разума -> между философией и теологией нет принципиальных различий.
Истины веры – высшие, истины разума – дополнение к ним.
Материя инертна, форма-бог в соединении с аморфной материей образует действительность
Индивидуальная душа оторвана от материи и является самостоятельной сущностью.
Выделял 8видов чувствительности. Механизм: переход чувствующей способности из потенциального состояния в актуальное, так что душа принимает вид предмета без его материальности
Не принимал теорию истечений.
Формы деятельности души
- Познание (ощущение, восприятие, представление, образное мышление)
- Акт, сообщающий души о производимых ею действиях и последствиях
- Самопознание
Познание:
- Ощущение и восприятие: воспроизводят конкретные вещи с подробностями
- Образы, став содержанием души, подвергаются изменению в «интеллигебильные виды или формы», которые становятся обобщенными образами объектов (без деталей)
- Индивидуальный разум: переход от собирательного образа (представления) к понятийному мышлению