Развитие средневековой психологии на востоке. Авиценна, Альгазен, Аверроэс
Авиценна – арабский врач (980-1037). Книги «Спасение», «Канон медицины». Естествоиспытатель, пытался свести свою философию с философией Аристотеля: согласен с Аристотелем в том, что душа это форма тела, и о трех способностях души (растительной (рост), животной (ощущения, аффекты, движения) и разумной (воображение, память, разум). При этом Авиценна согласен с Галеном в локализации души (печень, сердце, мозг) и в течении крови по организму – венозная кровь из печени идет в сердце, там очищается до артериальной и расходится по всему организму, очищаясь еще больше, переходит в парообразное состояние, которое идет в мозг, в желудочки, а оттуда по нервам идут к органам чувств и мышцам.
Выделил чистые разумные акты, независимые от тела. Причины выделения индивидуального разума – 1. чувства и разум разобщены, самостоятельны по отношению друг к другу, независимы. 2. органы чувств утомляются, а разум нет. 3. разум не стареет, тогда как психические функции связанные с телом снижаются с возрастом (возраст – это 40 лет). Чистый разум имеет дело с универсалиями, общими понятиями, не связан с телом, есть до человека в Боге. Универсалии – первооснова и сущность всех вещей и явлений.
Психофизиология + высший, родовой разум. смешение цветов, влияние аффектов на жизнедеятельность.
Он разрабатывает тему медицинской психологии, возрастной, утверждая взаимосвязь психологических особенностей и определённых возрастных периодов. Особо анализирует процесс воспитания, как воздействие психического на устойчивую структуру организма через аффекты. Идея взаимодействия психического и физиологического через аффекты разрабатывается Авиценной на основе обширного медицинского опыта. Хрестоматиен его эксперимент с двумя баранами, которых вдоволь кормили, но недалеко от одного их них был привязан волк. Этот баран вскоре просто погибает из-за глубоких соматических нарушений.
Платону Авиценна предпочитает Аристотеля. Другой арабский учёный Ибн аль-Хайсам или Альгазен (965-1038) также детально исследует ощущения и восприятие. Доказывает, что глаз – оптический прибор, действующий по законам отражения и преломления света. Изучением зрения занимается и другой учёный этой эпохи – Ибн Рушд или Аверроэс (1126-1198), который обнаруживает, что воспринимающей частью органа зрения является не хрусталик, а сетчатка
Альгазен – зрение существует за счет законов отражения и преломления света, исследовал зрение, различные эффекты.
Аверроэс – источник зрения – не хрусталик, а сетчатка.