Плотин и Августин первыми соединили идеи Платона с христианским учением (неоплатонисты).
Плотин (205-270):
Природа создается из материи путем проникновения в нее божественного начал,
Развитие мира - это постепенное восхождение или нисхождение божественного. Материя представляет последнюю стадию дробления единого первоначала
Душа человека происходит из мировой души, основная деятельность которой заключается в следующем:в обращении к мировому разуму; в обращении к чувственному миру и телу; в обращении к самой себе.
Опирался на идеи Платона
Основа всего сущего – божественное сверхначало, ничем не определяемое.
Развитие мира – постоянное восхождение или нисхождение божественного
Ступени:
- Божественное первоначало
- Божественный ум
- Божественная душа
- Природа
По мере нисхождения верховного начала, оно передается во множество умов и душ.
Первично божественное, материя – последняя стадия дробления первоначала
Душа человека происходит из мировой души, она нематериальна, непространственна, едина.
Уровни или части души:
- Умопостигаемая душа
- Чувственная душа
- Тело
Деятельность души (функции)
- Обращение к мировому разуму
- Обращение к чувственному миру и телу
- Обращение к самой себе – способность к интроспекции! (впервые
Основные положения учения Августина (IV в)
признание воли как универсального принципа, организующего деятельность души во всех ее проявлениях.
Воля выполняет следующие функции:
а) управляет всеми душевными актами;
б) направляет душу к самой себе;
в) управляет телом, включая его органы движения, органы чувств и мозг (волюнтаризм и замкнутость души самой в себе далее у Вундта с его методом интроспекции). Волюнтари́зм (лат. voluntas — воля) — идеалистическое направление в философии, приписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитии природы и общества. В общем смысле волюнтаризм есть не что иное, как карликовость в окружающем мире.
Учение о душе Плотина и Августина стало отправным для Р. Декарта, который, выступив со своей теорией сознания, окончательно оформит и утвердит интроспективное направление в европейской психологии XVII-XIX вв.
Креационизм – мир создан богом, развитие определяется его участием и творением. Душа тоже создана богом, она отлична и независима от тела.
Колебался между двумя точками зрения на возникновение души:
- Традукционизм (душа передается через размножение от одного поколения к другому)
- Креационизм (передаются богом в момент рождения людей)
Волюнтаризм: воля как универсальный принцип, организующий деятельность души
Назначение души - познание бесконечного числа божественных истин
Структура сознания:
- Бог-отец: объект познания
- Бог-сын: сам акт познания
- Бог-святой дух: деятельность воли, направляющей и регулирующей познание
Интроспекция: истина доступна только через знание о самом себе.
Человек существует потому, что он размышляет, переживает, желает и т.п.
Существование внешних вещей принимается на веру.
Функции воли:
А) Управляет всеми душевными актами
Б) Направляет душу к самой себе
В) Управляет телом, включая органы движения, чувств и мозг.
Особенности развития психологии в средневековой Европе.
Схоластика воцарила в Европе с 11 по 16 века - сводился к рациональному, использующему логические приемы, обоснованию христианского вероучения.
Ориентация на Платона и Аристотеля.
До IIIв. – Неоплатонизм (Плотин, Августин Блаженный)
До VIIв. – Томизм (Ф. Аквинский), больше ориентация на Аристотеля
Xв. – Авиценна: Выражал идеи Аристотеля, но не соглашался с локализацией функций
XIII-XIVвв. – У. Оккам, Д. Скотт, Р. Бэкон – критика томизма