Школа киников (циников)
Диоген Синопский (400-325 до н.э.) Не каждый человек способен понять себя, прийти к самому себе и довольствоваться только тем, что он имеет в себе самом. Люди привыкли к помощи общества, других людей, к комфорту. Поэтому единственный путь для нравственного самосовершенствования - это путь к себе, путь, ограничивающий контакты и зависимость от внешнего мира. Он состоит из трех ступеней:
1. Аскеза - отказ от комфорта и благ, которые дает общество. Киники отрицали все достижения культуры, стремясь к опрощению. Таким образом, с их точки зрения, преодолевалась зависимость от общества, которое в обмен на комфорт требовало от человека ухода от себя.
2. Ападейкия - игнорирование знаний, накопленные обществом; при этом утверждалось, что неграмотность также может являться достоинством.
3. Автаркия - не обращать внимания на общественное мнение, на похвалу и порицание людей, полная независимость. Фактически киники, стремясь к независимости, демонстрировали не столько самодостаточность, сколько негативизм по отн. к обществу.
Киники в поисках свободы доказывали, что человек должен освободиться от всего (достижений общества, цивилизации, стыда, элементарных приличий), что мешает ему обрести независимость, т. е. стать, в их понимании, самодостаточным.
Скептики
Основа этической системы скептиков: мы не можем быть уверены в том, что наши чувства верно отражают реальность. Пиррон (360-270 до н.э., основатель): невозможно узнать, достоверно ли наше восприятие и, более того, нельзя найти рациональные основания для предпочтения одного образа действия любому другому. Это хорошо согласовалось с религиозной терпимостью в античном мире и с тем, что люди спокойно принимали веру нового места/новых властителей. Аркесилай – радикальный скептик: «Ничто не достоверно, даже это утверждение». Скептики сводили психологию до систематического сомнения в любых умозаключениях.