Религия:
Причиной строительства новой столицы стала проведенная Эхнатоном коренная реформа религии египтян. Фараон установил первое в мировой истории единобожие — культ солнечного бога Атона. Культы всех других богов, в особенности солнечного бога Амона, который существовал ранее, фараон запретил. Эта религиозная революция произошла в XIV веке до н. э. Эпоха правления Эхиатона получила в египтологии название Амарнской эпохи в честь современной египетской деревни Эль-Амарна, которая находится на месте Ахетатона сейчас.Свое имя Аменхотеп IV (букв. Амон доволен) изменил на Эхна-тон (Угодный Атону) и провозгласил себя главным жрецом культа Атона.
Искусство:
Амарнское искусство характерно прежде всего реалистичными изображениями не только фауны и флоры Египта того времени, но и правящих особ. Изображения фараона и его семейства по-прежнему крупнее, но они уже не идеализированы. Эхнатон имеет женоподобную фигуру и своеобразную форму черепа, передавшуюся по наследству его дочерям. Правитель предстает не в образе воина-завоевателя или укротителя диких зверей, охотника, но отцом, мужем. Излюбленной темой изображений на рельефах и стелах в храмах и гробницах Ахетатона стал повседневный быт царя и его семьи — супруги, знаменитой Нефертити (Нефернефруатон), и многочисленных дочерей, их предстояние перед лучами-руками Атона, протягивающего им символы жизни и властвования. Впервые в египетском искусстве появляются светские образы царя (кресты анх) и царицы, изображенных в светской и непринужденной обстановке. Амарнскому искусству свойственна чрезмерная реалистичность, временами переходящая в натурализм.
Скульптура:
(Скульптурные портреты Эхнатона и Нефертити.Парадный портрет Эхнатона в короне).в сюжетной канве изображаемого появляется много нового, немыслимого доселе в величественном искусстве Египта. В рельефах и росписях стен Ахетатона появляются бытовые, и даже интимные сюжеты. Фараон изображается в окружении семьи, с любимой супругой и играющими детьми.