Важнейшее из провозглашаемых личных прав — право на жизнь (ст. 15), которое принадлежит каждому. Никто не вправе произвольно лишать человека жизни. Смертная казнь устанавливается законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления с предоставлением приговоренному лицу права ходатайствовать о помиловании.
В середине 90-х гг., по данным общественной организации "Международная амнистия", Казахстан занимал четвертое место в мире после Китая, Саудовской Аравии и Нигерии по соотношению числа казненных с численностью населения. В 1995 г. при населении Казахстана, не достигавшем 17 млн. человек, в республике был казнен 101 осужденный.
Принятый в 1997 г. новый Уголовный кодекс предусмотрел возможность назначения смертной казни лишь за убийство или посягательство на жизнь людей при отягчающих обстоятельствах (террористический акт, захват заложников и т. п.). Альтернатива расстрелу — пожизненное заключение.
Согласно Конституции (ст. 16) каждый имеет право наличную свободу. Арест и содержание под стражей допускаются только в предусмотренных законом случаях и лишь с санкции суда или прокурора, с предоставлением арестованному права судебного обжалования. Без санкции прокурора лицо может быть подвергнуто задержанию на срок не более 72 часов.
Каждый задержанный, арестованный, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента задержания, ареста или предъявления обвинения. Очевидно, что эти весьма прогрессивные нормы нуждаются не только в законодательном, но и в материальном обеспечении, которое в условиях посттоталитарного общества не всегда бывает возможно реализовать в необходимой мере. Например, Казахстану (как, впрочем, и России) еще потребуется время, чтобы подготовить необходимое число адвокатов.
В ст. 17 Конституция провозглашает неприкосновенность достоинства человека. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Конституция гарантирует каждому неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и достоинства (ст. 18). В связи с этим каждый имеет право на тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
Ограничения этого права допускаются только в случаях и в порядке, прямо установленных законом. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации; как отмечалось, последнее относится только к гражданам.
Гарантия данных прав имеет важное юридическое значение для характеристики отношений государства с человеком, недопустимости незаконного вторжения государства в частную жизнь и служит критерием личной свободы человека.
Одно из проявлений личной свободы — свобода передвижения и поселения. Каждому, кто законно находится на территории Республики Казахстан, принадлежит согласно ст. 21 Конституции право свободного передвижения по ее территории и свободного выбора местожительства, кроме случаев, оговоренных законом. Каждый также вправе выезжать за пределы республики, а граждане — и беспрепятственно возвращаться.
В ч. 1 ст. 25 Конституция гарантирует неприкосновенность жилища, устанавливая, что проникновение в жилище, производство его осмотра и обыска допускаются лишь в случаях и в порядке, установленных законом.
Осуществление каждым права на свободу совести (ст. 22) не должно обусловливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством. В со-ответствии с положениями ст. 5 Закона "О свободе вероисповедания" от 15 января 1992 г. государственная система образования и воспитания в республике отделена от религиозных объединений и носит светский характер. В школах, вузах и других учебных заведениях не допускается религиозная пропаганда.
Указанная норма означает, что религиозные дисциплины не могут включаться в программы государственных учебных заведений в качестве идеологии. Информация о религии может содержаться в учебных программах указанных учебных заведений только в качестве составной части научного знания об обществе и человеке в силу присущей религиозным сведениям культурной ценности.