пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Религиозная правовая система

В настоящее время в рамках религиозного типа правовой системы выделяются только две подсистемы — мусульманское и индусское право. К религиозному типу принадлежат правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.

Характерные черты религиозного типа правовой системы:

1) доминирующее место в социальном регулировании занимают не нормы права, а религиозные нормы;

2) источником права выступают священные книги: Коран, Сунна, Иджма, распространяющиеся на мусульман, Шастры, Веды, Законы Ману, действующие в отношении индусов, на основе которых создаются собственно правовые формы в виде толкований и комментариев. Религиозно-философские идеи ислама, индуизма играют роль принципов права.

3) Нормативные правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение. Судебная практика в собственном смысле слова не является источником права;

4) особое место в системе источников права занимают труды ученых-богословов (доктрины), конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в основе конкретных решений;

5) правовые нормы не расчленены с нормами религии, а составляют с ними синкретическое единство. Так, норма мусульманского права рассматривается как общеобязательное правило поведения, адресованное мусульманам Аллахом;

6) право не структурировано, а именно: отсутствует привычное для романо-германского типа деление права на частное и публичное, на отрасли и институты. Например, мусульманское право содержит такие структурные общности: правила осуществления религиозных обязанностей, право личного статуса, деликтное право, регулирование имущественных отношений;

7) в правовом регулировании преобладают обязывания, в отличие от систем европейского права, где преобладают дозволения. Религиозный тип правовой системы наименее подвержен влияниям извне. Для этого типа права характерны стабильность, даже консерватизм, а порой и нетерпимость к иным влияниям. Коран – священная книга мусульман и первый по значению источник мусульманского права, как и всей мусульманской цивилизации. Сунна – своего рода толкование Корана в первые десятилетия после смерти пророка Мухаммеда. Иджма – третий источник МП, с помощью которого искались ответы на вопросы, не разрешенные Кораном и сунной. (согласованное заключение др. юристов). Кияс – решение на аналогии (жизнь пророка – жизнь мусульман).


хиты: 577
рейтинг:+3
Профессии и Прикладные науки
право
юриспруденция (философия права)
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь