пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

59. Философия культуры: основные подходы к определению к определению,модели культуры,функции,структура и типологии культуры

В общем виде выделяют три подхода в определении культуры — антропологический, социологический и философский.

Параметр сравнения

Подход

Философский

Антропологический

Социологический

Интегралистский

Краткое определение

Система воспроизводства и развития человека как субъекта деятельности

Система артефактов, знаний и верований

Система ценностей и норм, опосредующих взаимодействие людей

Метасистема деятельности

Существенный признак

Универсальность/всеобщность

Символический характер

Нормативность

Комплексность

Типичный

структурный

элемент

Идеи и их материальное воплощение

Артефакты, верования, обычаи и т.д.

Ценности, нормы и значения

Предметные и организационные формы

Главная функция

Креативная (творение бытия человеком или для человека)

Адаптация и воспроизводство жизненною уклада людей

Латентность (поддержание образца) и социализация

Воспроизводство и обновление самой деятельности

Приоритетный метод исследов.

Диалектический

Эволюционный

Структурно-функциональный

Системно-деятельностный

 

Модели культуры

           Натуралистическая модель сформировавшаяся в философии Просвещения, рассматривала культуру как закономерное звено природной эволюции, воплощающее развитие способностей «естественного человека», видела в ней человеческое  продолжение природы (культура = цивилизация).
        Классическая модель культуры, сложившаяся в Х1Х веке, знаменует собой отказ от натуралистических тенденций. Человек  провозглашается свободным от религиозной и природной зависимости творцом культуры. Культура  отождествляется здесь с формами духовного и политического  саморазвития человека и общества, исходя из признания множества форм и типов культуры, располагающихся в определенной  исторической последовательности и образующих единую линию эволюции человечества. 
         Материалистическая интерпретация в марксистской  философии основана на том постулате, что культура не может быть понята из самой себя, а только в связи с обществом и процессом предметно-практической  деятельности человека. В таком понимании культура- не только совокупность результатов, но и сам процесс  человеческой деятельности. 
    Неклассическая (модернистская) модель возникает в ХХ веке как реакция на трудности рационалистического познания культуры, несостоятельность претензий на строгую научную объективность в её изучении, сомнения в линейной прогрессивности  развития культуры, фиксации факта  относительной самостоятельности и самоценности  каждой культуры. Данная модель культуры ориентируется  на повседневную жизнь человека, рассматривает  культурную реальность как объект переживания, а не рационального  осмысления. 
          Постмодернистская модель культуры отвергает возможность абсолютного субъекта  познания  и воспроизводства культурной реальности. Она основывается  на постулате о бесперспективности попыток творческого  преобразования мира, на установке отказа  от попыток его  систематизации, сводимости  всех проявлений культуры к какой-то первооснове, акцентируя внимание на их самодостаточности. В рамках такой модели  культура оказывается  ориентированной на некий лежащий  в бесконечности нормативный образ, который определяется как неартикулируемая интенция сознания  индивида или группы  индивидов.



Функции

Познавательная— достижения культуры выступают в качестве новых способов дальнейшего познания окружающего мира и использования этого знания в человеческой практике.

Информативнаясвязана с накоплением и трансляцией социального опыта от одного поколения к другому внутри одной страны в пределах жизни одного поколения, от одного народа к другому.

Аксиологическая (оценочная) соединена с ценностями в культурологическом измерении.

Сигнификативная (знаковая) связана с семантической эстетикой, а также с семиотическим изучением «языков» театра, кино и других видов искусства.

Праксиологическая (деятельностная) соединена с культурологической деятельностью.

Коммуникативная позволяет людям вступать в общение друг с другом.

Нормативная регулирует поведение отдельных индивидов и целых социальных групп.

Цивилизационная (гуманистическая) — главная систематизирующая функция культуры. Выполняет роль специфического селектора, выводящего за пределы системы культуры все безнадежно устаревшее, а потому реакционное.

Структура

В структуре культуры выделяют такие различные формы, как элитарная, народная, массовая культура, а также две ее разновидности – субкультуру и контркультуру. Элитарная культура предполагает стройную иерархию ценностей и норм, наличие кодифицированных культурных текстов (философских, религиозных, научных, художественных), а также детально разработанных и жестко регламентированных культурных практик. Эта культура канонична, для нее характерен особый язык, часто непонятный для «непосвященных», набор специфических социокультурных кодов, являющихся атрибутами элитарной социализации индивидов. Народная (или «популярная») культура, напротив, демократична, она вырастает на основе этнической культуры, фольклора, традиционных мифологических верований, языческих культов, крестьянского быта. Передается из поколения в поколение в форме преданий, легенд, устного народного творчества. Массовая культура представляет собой тиражируемую и распространяемую СМИ и другими институтами «культурной индустрии» социальную информацию, обращенную к многомиллионным аудиториям разнообразных потребителей усредненной и стандартизированной культурной продукции. Массовая культура – противоречивое явление XX века, порожденное индустриализацией, урбанизацией и быстрым прогрессом информационных технологий. Она обладает диффузным характером, быстро распространяется и разрушает локальные общности посредством размывания традиционной системы этнической и культурной идентификации.  В качестве важнейших особенностей массовой культуры называют мозаичность, фрагментарность, поверхностность, стереотипность. Среди ее негативных черт отмечают индивидуализм, нравственный релятивизм и конформизм, агрессивность, ориентация на коммерческий успех, культивирование ложных форм престижеобретения, подменяющих потребность личности в творчестве и саморазвитии потребностью в развлечениях и материальном комфорте. Следствием ее распространения, как правило, является размывание традиционных ценностей, «усреднение» и унификация культурного пространства, стереотипизация мышления масс, позволяющая легко манипулировать их сознанием и поведением, воздействуя на примитивные формы чувственности, подсознательные структуры менталитета и архетипы коллективного бессознательного. Под субкультурой понимают культуру специфической социальной группы, система ценностей и образ жизни которой существенно отличается от общепринятых стандартов и норм. Субкультуры, как правило, имеют локальный, замкнутый характер и отличаются специфическим языком, особыми нормами поведения, односторонним развитием тех или иных культурных практик, представлений и ценностей. Они формируются вследствие неполноценного, затрудненного доступа определенных социальных субъектов (преступных и мафиозных групп, национальных и сексуальных меньшинств, эзотерических религиозных сект, коммун, исповедующих утопические социальные идеалы) к культурному наследию человечества, а также из-за наличия определенных препятствий для их свободного творческого развития и самовыражения. Контркультура представляет собой такую субкультуру, которая не просто отличается, но противостоит, находится в открытом конфликте с доминирующей культурой, характерными для нее системой ценностей, образом жизни, нормами и правилами поведения. Контркультура отличается подчеркнутым нон-конформизмом, неприятием и разрушением культурных стереотипов и норм, идеологическим и политическим экстремизмом, раскрепощением чувственности и подчеркнутым либертинизмом. Структурное разнообразие культуры позволяет выделять в ней  другие формы и разновидности: мировую и национальные культуры, общечеловеческую и классовую, религиозную и светскую, глобальную и локальную, восточную и западную и т. д. В качестве важнейших социальных функций культуры выделяют: негэнтропийно-адаптивную; нормативно-регулятивную; социально-интегративную и информационно-коммуникативную функции.

 


19.06.2015; 14:24
хиты: 322
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь