Философия 19 века: «Философия жизни» (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше) Неклассическая философия ставила своей целью критиковать классическую философию, особенно Гегеля. Основные направления:
- иррационализм
- философия жизни
Иррационализм отвергал логические связи в природе, восприятие окружающего мира как целостной и закономерной системы. Важным представителем иррационализма явл. Артур Шопенгауэр. Мир, согласно Шопенгауэру, не основан на принципах разума. В мире вообще нет разума. В мире есть воля. Волю надо понимать шире-не как качество человеческой души, а как порыв, существующий в природе и в обществе. Воля порождает все явления и процессы в мире, но сама воля безосновна и беспричинна. Она выступает как бесцельная потребность выжить. На человеческом уровне воля выступает в виде страстей (аффектов). Исходя из этого, Шопенгауэр провозгласил универсальным принципом своей философии волюнтаризм, согласно которому движущей силой, определяющей все в окружающем мире, является воля.
Фридрих Ницше-основоположник философии жизни, автор произведений Воля к власти, Человеческое слишком человеческое. Он считал себя учеником Шопенгауэра и разделял его иррационалистический взгляд на мир. Для Ницше центральной проблемой явл. проблема воли. В основе жизни лежит воля. Философ выделяет несколько видов воли:
- воля к жизни
- воля внутри самого человека
- неуправляемая, бессознательная воля-страсти, влечения, аффекты
- воля к власти.
Последней разновидности воли – воле к власти-Ницше уделял особое внимание. Воля к власти у Ницше – это, прежде всего вопрос о значимости любого из явлений общественной жизни. Воля к власти - это основа права сильного, оно выражается, например, во власти мужчины над женщиной. В своих трудах Ницше предрекал появление сверхчеловека. Сверхчеловек-это не герой и не великий человек. Это новая порода людей, которой еще не было в мире. Сверхчеловек не появляется из какой-либо нации, он-плод развития всего человечества. Эта новая каста сверхлюдей преобразует будущую культуру и мораль человечества. Она даст народам новые мифы взамен старых. Эти люди не будут иметь иллюзий старой морали и культуры. Справедливость для них будет стоять в неравенстве.
Основные принципы и эволюция позитивизма.
Важнейшим направлением был позитивизм, который рассматривал проблему знания и науки. Позитивизм объявил единственным источником истинного знания конкретные, частные науки и выступил против философии как метафизики, но за философию как особую науку. Под метафизикой позитивисты понимали умозрительную философию бытия (онтологию, гносеологию). Они говорили, что только совокупность наук дает право говорить о мире в целом. Т.е. если ф. научна, то она должна распрощаться с попыткой судить о мире в целом.
4 этапа в эволюции позитивизма:
- Собственно позитивизм (30-70гг 19в) - Огюст Конт, Дж.Ст.Миль, Спенсер
- Эмпириокритицизм (конец 19в) - Мах, Авенариус.
- Неопозитивизм (с сер 20х гг20в) - Шлик, Карнап ,Нейроз , Витгенштейн, Б.Рассел.
- Постпозитивизм
1. Позитивизм
Основателем позитивизма был французский мыслитель Огюст КОНТ. Основная идея позитивизма состояла в том, что эра метафизики окончилась, началась эра положительного_знания,эра_позитивной_философии.
Поскольку наука опирается на законы и стремится к их открытию, то и Конт попытался обосновать свое учение несколькими сформулированными им законами.
"Закон трех стадий", согласно Конту, прежде всего определяет те этапы, которые проходит человечество в своем умственном развитии, в своем стремлении познать окружающий мир.
Первая стадия - теологическая. Находясь на этой стадии своего духовного развития, человек стремится все явления объяснить вмешательством сверхъестественных сил,понимаемых_по_аналогии_с_ним_самим:богов,духов,душ,ангелов,героев_и_т.п.
Вторая стадия, которую проходит человечество в своем умственном развитии - метафизическая. Для нее, как и для теологической стадии, характерно стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире. Но в отличие от первой стадии, объяснение явлений мира достигается не путем обращения к божественным началам и силам, а сводится к ссылке на различные выдуманные первосущности, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте,основу_которого_они_составляют.
Третья стадия - позитивная. Поднявшись на эту стадию, человечество оставляет безнадежные и бесплодные попытки познать первые и конечные причины, познать абсолютную природу или сущность всех вещей, т.е. отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по пути накопления положительного_знания, получаемого_частными_науками. На третьей стадии, по Конту, полностью вступает в силу закон постоянного подчинения воображения наблюдению, потому что именно наблюдение рассматривается Контом как универсальный метод приобретения знаний.
Конт формулирует ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ закон, выражающийся в классификации наук. Он предлагает принцип разделения наук в зависимости от их предмета, от характера_их_содержания.
Если опустить детали, то основная классификация, предлагаемая Контом, будет выглядеть так:
-
Математика.
-
Астрономия.
-
Физика.
-
Химия.
-
Физиология.
-
Социальная физика (социология).
-
Мораль.
Социлогия в отличие от метафизики предполагает ставить эксперименты и собирать факты. Ее принципы следующие:
-
Элиминация (выведение за скобки, исключение, удаление невозможного)
-
Редукция (упрощение, сведение сложного к более простому, обозримому, понимаемому, более доступному для анализа или решения)
-
Верификация (проверка на опыте)